Stadler встанет на рельсы

Швейцарская компания может наладить производство в Петербурге

Один из крупнейших мировых производителей трамваев — швейцарская компания Stadler — рассматривает возможность размещения в Петербурге производства комплектующих для рельсового транспорта, который компания собирает на своем белорусском заводе. Об этом вчера сообщила пресс-служба городской администрации. Эксперты сомневаются в том, что проект будет реализован из-за того, что власти неохотно поддерживают сегмент наземного общественного транспорта.

На данный момент основными поставщиками петербургского трамвайного парка являются Усть-Катавский вагоностроительный завод, белорусский «Белкоммунмаш» и французский Alstom. Эксперты не исключают, что решение об открытии производства швейцарской компанией Stadler продиктовано желанием встать в один ряд с перечисленными выше предприятиями

Фото: Екатерина Титова, Коммерсантъ

Вчера в ходе визита в Белоруссию губернатор Петербурга Георгий Полтавченко посетил завод "Штадлер Минск" в городе Фаниполь. Главе Смольного показали трехсекционный трамвай со стопроцентным уровнем низкого пола Stadler 853 ("Метелица").

В ходе визита губернатора Петербурга Георгия Полтавченко на предприятие швейцарского концерна была достигнута договоренность о том, что образец трамвая Stadler будет передан городу для опытной эксплуатации.

Кроме того, согласно сообщению пресс-службы городской администрации, рассматривается возможность размещения в Петербурге производства комплектующих, в частности моторных тележек, для белорусских трамваев (производством занимается дочернее предприятие Stadler, ОАО "Штадлер Минск").

Информация о том, где будет находиться площадка под размещение производства, каков будет объем инвестиций в проект и каковы сроки его реализации, чиновниками пока не раскрывается.

Швейцарская компания Stadler входит в число крупнейших мировых производителей подвижного состава наравне с Siemens (есть совместное предприятие с "Русскими машинами"), Bombardier (СП с "Уралвагонзаводом"), Alstom (СП с "Трансмашхолдингом", на прошлой неделе СП выиграло конкурс комитета по транспорту на поставку четырех трамваев со стопроцентным уровнем низкого пола. — "Ъ"), испанской CAF (СП с "Синарой) и Skoda (СП с Кировским заводом). Компания специализируется на разработке и производстве железнодорожного транспорта: электричек, рельсовых автобусов, трамваев, пассажирских вагонов и локомотивов. Заводы компании расположены в Швейцарии, Германии, Польше, Венгрии, Чехии, Италии, Австрии, Белоруссии, Алжире и США.

Белорусское представительство Stadler, "Штадлер Минск", основанное в 2012 году, расположено в городе Фаниполь Минской области. Завод на территории Белоруссии был запущен 20 ноября 2014 года. Мощность предприятия достигает 120 вагонов в год. Инвестиции в проект составили €50 млн. В перспективе на белорусском заводе планируется производить подвижной состав для стран СНГ.

В конце прошлого года швейцарская компания Stadler Rail Group получила крупный заказ у московского "Аэроэкспресса" на поставку 25 двухэтажных поездов (из четырех и шести вагонов) и 54 дополнительных вагонов. Стоимость контракта составила €685 млн. Первые составы должны выйти на линию в июне 2015 года. Сейчас основной парк "Аэроэкспресса" состоит из электропоездов серии "ЭД4МКМ-Аэро", разработанных на Демиховском машиностроительном заводе (входит в "Трансмашхолдинг").

Владимир Валдин, эксперт в области транспорта МОО "Город и транспорт", сильно сомневается в том, что этот проект Stadler будет реализован.

"Конечно, любое производство важно для города, потому что это рабочие места, налоговые отчисления и так далее. Однако опыт взаимодействия властей с иностранными машиностроительными компаниями вызывает глубокий скепсис. Рынок общественного транспорта Петербурга считается перспективным, однако власти не заинтересованы в его развитии из-за нашего жуткого законодательства. У нас более или менее строятся дороги, развивается метрополитен, но не наземный транспорт", — сказал господин Валдин.

На данный момент основными поставщиками петербургского трамвайного парка являются Усть-Катавский вагоностроительный завод и белорусский "Белкоммунмаш".

Эксперты также полагают, что город мог выставить условие компании: чтобы получить крупный заказ на поставку их белорусских трамваев, комплектующие должны быть петербургские. Исполнительный директор инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" Юрий Прокопов говорит, что инвестор может пойти несколькими путями. Самостоятельно организовать производство компонентов "с нуля" или создать совместное производство с одним из уже работающих в городе заводов. По словам господина Прокопова, в Петербурге предприятия, входящие в кластер транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника", способны производить почти весь ассортимент комплектующих. Например, ИПО "Ю-Питер" занимается производством интерьера и дизайна для транспортного машиностроения, "Электро-Петербург" — выпускает электронику и светодиодную технику, "Парсек" и "Метропром" занимаются металлообработкой. Все эти заводы готовы к созданию СП на своих площадках, говорит господин Прокопов.

Татьяна Дятел,

Кристина Наумова,

Юлия Чаюн

Вся лента