"17% инфляции — это реально"
Рубль упал до нового исторического минимума
Российская валюта ставит антирекорды на открытии торгов Московской биржи. Утром 28 ноября доллар пробивал отметку в 49,5 руб. Евро превышал 62 руб. Директор аналитического департамента инвестиционной группы "Норд-Капитал" Владимир Рожанковский обсудил ситуацию с ведущей "Коммерсантъ FM" Анной Казаковой.
— У вас, насколько я знаю, долларовая ипотека?
— Я собирался воспользоваться своим служебным положением.
— Я тоже хотела воспользоваться, потому что она у меня тоже долларовая, и спросить, что делать?
— Неконтролируемые процессы в экономике всегда приводят к таким непредсказуемым последствиям. "Ложка хороша к обеду": когда нам говорят, что мы отпускаем рубль в свободное плавание, в принципе, это либерально, и многие люди либерального толка должны это только приветствовать. Но все хорошо в свое время: мы сейчас находимся в состоянии экономической войны с Западом — надо вещи называть своими именами. Помимо этого, внешняя конъюнктура очень плохая для России. Можно ли эксперименты проводить в ситуации, когда такая суперпозиция негативных факторов? Это настоящий эксперимент, по-другому это не назовешь.
Когда у нас есть подушка, когда можно контролировать какие-то процессы, если что-то не так пошло, откорректировать, наверное, надо постепенно делать такую вещь. Но мы этого не делали в лучшие годы, когда нефть была за $100 за баррель, когда у нас были прекрасные отношения с Европой, США, когда Россия была завалена валютной ликвидностью, мы этого не делали. Как только у нас все испортилось… "На охоту идти — собак кормить" — эта вещь у многих моих коллег уже месяца три-четыре продолжает вызывать искреннее недоумение. Я думаю, это недоумение будет только расти по мере того, как мы видим котировки рубля на валютной секции.
— Сечин сказал, что "Роснефть" готова сократить добычу на 200-300 тыс. баррелей в сутки, если это произойдет, другие нефтедобытчики сократят квоты, может быть, это хотя бы немного вытащит рубль?
— Я бы не советовал сейчас господину Сечину такими вещами в единоличном формате заниматься, поскольку он сократит, другие не сократят — эффект будет минимальный. Все закончится тем, что "Роснефть" просто будет меньше экспортировать дешевую нефть, и не поднимет нефть. Поэтому надо либо в Вене договариваться, но раз не договорились, то поезд ушел, сейчас уже махать кулаками после драки поздно.
— А что ЦБ, будет вмешиваться в ситуацию?
— У меня ощущение, что ЦБ самоустранился: последняя риторика о том, что ЦБ таргетирует инфляцию. Хорошо, пусть ЦБ таргетирует инфляцию, и у них уже расписаны роли, Антон Силуанов, глава Минфина, говорит, что будет инфляция двузначная, ЦБ говорит: "Нет, инфляцию мы оставим на уровне 8-9%". Роли расписаны, но от этого объективные экономические законы не меняются.
Мы видим, если девальвация рубля на 35-40%, инфляция при импортозамещении 50%, мы уже говорили об этом, это, как минимум, 15%, сейчас уже 35%, соответственно 17% инфляции — это реально.
Цифры можно показать какие угодно, но мы говорим сейчас о реальной инфляции. Готово ли правительство, готовы ли мы жить в 2015 году с инфляцией в 17%, и каким образом будут соблюдаться права отдельных сегментов экономики, личных располагаемых доходов, доходов пенсионеров, малоимущих, инвалидов, ветеранов различных войн и так далее. Готово ли сейчас правительство на все эти вопросы ответить, готово ли оно сейчас обсуждать их?
По поводу валютной ипотеки я могу сказать следующее: сейчас с Владимиром Соловьевым была передача, где он говорил о том, что сами виноваты. Здесь люди ищут консолидированную ответственность, потому что очень многие в 2007-2008 годах брали именные валютные кредиты, поскольку банки говорили не только, что они дешевле по процентной ставке, а о том, что на ушко нашептывал менеджер:"Возьмите лучше валютный, потому что нам удобнее фондироваться в одной валюте, мы берем валютный кредит, но вас кредитуем и фондим, нам удобней". Эти все вещи сейчас забываются, равно как и то, что у нас в России, по-моему, в 2003 или 2002 году было запрещено расчеты осуществлять в иностранной валюте, все расчеты в долларах, и тут вдруг банки дают кредиты в валюте.
Мы не пытаемся снять ответственность, что люди брали ипотечные кредиты в валюте, мы говорим о том, что эта ответственность должна быть солидарной.
Не с больной головы на здоровую, а если мы виноваты, дайте нам порулить Центробанком тогда, дайте нам совместно с Центробанком на одно заседание хотя бы сходить, пообщаться с людьми, и тогда мы совместную политику выработаем, что нам делать с рублем. Но поскольку мы лишены этого права, значит, господа хорошие, давайте солидарную ответственность какую-то организовывать. План есть на сайте Change.org, петиция, которую уже подписали на сегодняшний момент почти 400 человек, надеемся собрать хотя бы 500 подписей, но я думаю, реально там можно собрать и тысячу. Если на Change.org зайти и набить фразу "деноминировать валютные ипотечные кредиты", вы ее найдете, если кто-то ее подпишет, это пойдет в Агентство ипотечного страхования и в ряд других государственных агентств. Надеемся, по крайней мере, на налаживание какого-то диалога.