"Принудительное снижение цен на авиабилеты — это тупиковый путь"

Горящие авиабилеты станут дешевле. Требованию ФАС снижать цены по мере приближения даты вылета уже подчинились "Трансаэро" и UTair. Однако собеседники "Коммерсантъ FM" уверены, что такое вмешательство в деятельность авиакомпаний не принесет пользу рынку.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Авиакомпании начали снижать цены на горящие авиабилеты, сообщил заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. Ведомство добивалось этого с начала года. Требованию ФАС подчинились, в частности, в "Трансаэро". Там снижают цены по мере приближения даты вылета. Правда только в случае, если рейс загружен не полностью. Пошли на это и в UTair. Компания внедрила систему на нескольких направлениях. Несмотря на сопротивление, это зачастую выгодно самим перевозчикам, сообщил заместитель генерального директора Региональной инвестиционной компании Олег Душин.

"Дело в том, что когда бизнесу выгодно продавать поближе к вылету по сниженным ценам, он будет это делать и без всякой ФАС. Это может входить в бизнес-модель и вполне быть разумным в каких-то случаях. Например, если линия перегружена, и нет смысла ждать последнего дня, чтобы купить билет на этот рейс, то, наверное, можно разрешить формально снижать цены в последний день, поскольку, тем более, таких билетов уже и не будет", — отметил Душин.

Ранее против динамических цен на авиабилеты выступил "Аэрофлот". В компании заявили, что предписание ФАС может негативно отразиться на выручке компании. Кроме того, такой подход к ценообразованию негативно влияет и на планирование бюджета, отметил представитель портала Aviasales.ru Янис Дзенис.

"Компаниям нужно планировать свой cash flow, то, как у них появляются деньги, на долгосрочную перспективу. Именно поэтому первые билеты, которые появляются в продаже за два-три месяца, — это, как правило, самые дешевые билеты, которые максимально быстро раскупаются. Дальше идут уже более дорогие билеты, бизнес-класс — то, что образует доходность рейса. Если авиакомпания понимает, что надо бы этот рейс заполнить еще больше, хотя бы чтобы в ноль уйти, она может еще вывести в продажу какие-то супердешевые билеты. Что будет, если все авиакомпании будут продавать дешевые авиабилеты за три дня до вылета? Эта ситуация приучит потребителя к тому, что наши путешественники будут дожидаться, условно говоря, дня X, завтра лететь, и они все терпят до сегодняшнего момента, чтобы потом прыгнуть и купить билеты. То есть у авиакомпании не будет никакого cash flow на какие-то свои далеко идущие планы, потому что все деньги ей дают за день до вылета. По сути, речь идет о том, что нет никакой маржинальности, потому что все билеты продаются по одинаково низкому тарифу, а самолеты заполняются по другому принципу. С этой точки зрения, действия и инициативы регулятора смотрятся чудно по отношению к мировой практике", — рассказал Дзенис "Коммерсантъ FM".

Ранее "Аэрофлот" попытался обжаловать требование ФАС в суде, однако действия ведомства были признаны законными. Намерения антимонопольщиков могут быть благими, однако их вмешательство только навредит россиянам, считает председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков.

"Административное вмешательство в деятельность авиакомпаний, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Здесь, скорее, нужно стимулировать конкуренцию. Только конкуренция реально дает шанс потребителю надеяться на лучший сервис и более низкие цены. Заставлять принудительно снижать цены — на мой взгляд, это тупиковый путь, поскольку компания в этом случае будет вынуждена увеличивать цены за другие виды сервиса, и в итоге потребители все равно будут платить больше", — уверен Аншаков.

Ранее в ФАС заявили, что из-за кризиса готовы дать авиакомпаниям время на реализацию программы. Глава ведомства Игорь Артемьев назвал цифру в два года.

Анастасия Ройзман

Вся лента