Кабаре, барокко, "гага", "Старик" и "Убитый"
Завершился "Context" Дианы Вишневой
Фестиваль балет
В Москве за четыре дня бурно пролетел 2-й фестиваль современной хореографии "Context" под патронажем и при деятельном участии Дианы Вишневой: в программе выступили четыре западные труппы разной степени совершенства, российские авторы представили свои работы, а сама патронесса расширила свой репертуар, дебютировав в двух новых для себя миниатюрах. Рассказывает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.
Второй "Context" оказался контекстуальнее первого. Во-первых, прекрасная сцена Театра имени Моссовета, на которой прошли основные события фестиваля, не чета прошлогоднему "Гоголь-центру", мало приспособленному для танца. Во-вторых, куратор "Контекста", худрук роттердамской Академии танца Самуэль Вюрстин, явно учел ошибки предыдущей программы, в которой потчевал москвичей преимущественно второразрядными и совсем неизвестными в России авторами и труппами. На сей раз помимо "котов в мешке" (что, конечно, можно только приветствовать в контексте расширения зрительского кругозора) в Москву приехал безусловный лидер современной хореографии Нидерландский театр танца, чей визит сразу поднял уровень фестиваля. Точнее, приехала NDT-II, молодежная труппа (до 22 лет, но абсолютно зрелая по исполнительскому мастерству), показавшая первоклассный репертуар своих худруков Пола Лайтфута и Соль Леон и спектакль весьма востребованного шведа Йохана Ингера. Из европейских знаменитостей в финальном гала был представлен Анжелен Прельжокаж; а еще одна новая для нас компания, Gauthier Dance, показала такую обширную подборку именитых авторов, что сегодняшний контекст танцевального процесса проявился в максимально возможной полноте.
К примеру, эта самая Gauthier Dance с ее программой комических скетчей и новелл представила зрителям современный танец с незнакомой стороны — этаким высококачественным "балетом-кабаре". Труппа из Штутгарта оказалась крепкой технически и раскованной актерски, а ее лидер Эрик Готье, запомнившийся своими забавными миниатюрами еще на первом фестивале, весьма изобретателен по части шуток. Его номер "Балет 101", в котором сначала сто одной позе и па присваивается порядковый номер, а потом исполнитель под диктовку закадрового тренера исполняет их в произвольном порядке, пока вконец не запутывается в конечностях,— настоящий эстрадный шлягер вне времени и национальных границ. Примечательно, что публика расслабилась не сразу — по привычке напрягала мозги, ища глубинный смысл хореографических посланий, и только потом поняла, что здесь можно просто развлекаться без задних мыслей.
Незнакомая нам молодая американская компания Ate9 dANCE cOMPANY Даниэль Агами представила модное явление — спектакль "Из уст в уста" поставлен в технике "гага", на которой сейчас помешался весь мир. "Гагу" несколько лет назад изобрел израильский гений Охад Нахарин, отдельно для профессионалов, отдельно для любителей. Ее цель — высвободить естественные психоэмоциональные и физиологические импульсы танцующего. Хореографиня Агами, слывущая специалистом по "гаге", возможно, смешала любителей с профессионалами, а отчетный экзамен курса "гаги" спутала со спектаклем для публики. Некоторые из ее разнокалиберных артистов были лишены не только телесной привлекательности (обычное дело в современном танце), но и профессиональных данных и даже элементарных навыков физподготовки. Самовыражались они так самозабвенно и хаотично, что "Из уст в уста" походило на сеанс групповой терапии, подсматривать за которым было даже неловко.
И напротив — успешная голландка Нанин Линнинг, базирующаяся сейчас со своей труппой Naninelinning.nl в немецком Гейдельберге, показала слишком "ученый" спектакль. В "Zero" все сделано по правилам: поэтапная разработка движений от простого к сложному, скрупулезное использование вертикали и горизонтали многолюдных мизансцен, регулярное чередование массовых и камерных ансамблей. Пластическую кантилену хореографии Линнинг можно охарактеризовать как полоскание тел в пространстве, сам же танец походил на ожившую барочную скульптуру с ее резкой светотенью и прихотливостью переплетенных тел (свет и видео этого спектакля выше всяких похвал). Заявленная тема — последние минуты человечества перед необратимыми переменами мира — была призвана придать актуальность всей этой красотище. Однако чрезмерная академичность отправляла свежий, 2013 года, спектакль скорее в музейные тылы, чем на художественную передовую.
Героиня "Контекста" Диана Вишнева была действительно главным действующим лицом собственного фестиваля: участвовала в круглых столах с критиками, проводила беседы с публикой, отсматривала работы российских хореографов и танцевала в трех из четырех фестивальных вечерах. "Объект перемен" — постановку Соль Леон и Пола Лайтфута из программы NDT-II — россияне хорошо знают по вишневским "Диалогам". Однако в "Контексте" Диана исполнила этот балет точнее и лучше прежнего — без того мелодраматического надрыва, который приносил хореографию в жертву ее актерскому мастерству. С обаятельным сангвиником Эриком Готье балерина Вишнева дебютировала в миниатюре Ханса ван Манена "Старик и я", и те, кто не видел этот номер в другом исполнении, могут счесть стопроцентной удачей историю про роскошную женщину, применившую все приемы обольщения, чтобы раскочегарить немолодого мужчину, и потерпевшую поражение. Увы, эта новелла о другом: об уходящей жизни и несостоявшейся любви — для такого поворота сюжета Диане Вишневой не хватило жизненного опыта и прожитых лет.
Свою последнюю премьеру — миниатюру "Убитый" на песни Барбары и в постановке молодого немца Марко Гекке, взошедшей звезды европейской сцены,— Диана Вишнева тоже станцевала по-своему. Экспрессивную жестикуляцию этой своеобразной хореографии она вывела к оптимистическому финалу: устоять перед неотвратимой жестокостью времени и судьбы поможет высокое искусство. Именно так можно трактовать округлые, почти классические позиции рук, которыми Диана заканчивает свой сольный танец после всех метаний, сломов, истерик и криков лихорадочных пор-де-бра. И именно так можно расценивать современный фестиваль "Context" в контексте грядущего завершения классической карьеры 38-летней балерины.