Новации без требования
колонка редактора
Стремительно меняющаяся макроэкономическая ситуация добавляет беспокойства участникам самых разных рынков, в том числе на территории Черноземья. Причем для некоторых положение дел усугубляется еще и изменениями правил игры внутри отраслей. Изменениями, возможно, давно ожидаемыми экспертами, но от этого не ставшими менее болезненными.
К примеру, на рынке железнодорожных грузоперевозок прогнозируемое падение объемов (из-за стагнации экономики) сопровождалось реакцией на решение правительства РФ о «замораживании» тарифов для РЖД и на новые правила обновления подвижного состава, принятые в рамках Таможенного союза. Автомобильный рынок макрорегиона также вынужден был одновременно приспосабливаться и к вынужденному уходу из страны нескольких европейских марок, и к росту цен на скудный модельный ряд отечественного автопрома.
Даже столь новационный рынок, как телефония и интернет, поставил своих участников в сложные рамки. С одной стороны, сложность вложения в развитие сетей из-за географических особенностей регионов (велика Россия!), с другой – требовательность избалованных клиентов в городах, которые могут себе позволить выбор сразу из пяти-шести операторов, присутствующих на рынке. Кстати, недавнее исследование Ericsson ConsumerLab (поставщик телекоммуникационного оборудования для операторов мобильной и фиксированной связи по всему миру) показало, что 63% россиян выходят в интернет сразу через несколько устройств (в среднем больше трех), которые они используют для решения различных задач. То есть одно для общения в соцсетях, другое для прослушивания музыки, третье для совершения онлайн-покупок и так далее. Казалось бы, максимально прогрессивная сфера, ставшая неотъемлемым элементом быта, но и она не лишена своих сложностей.
Если же попробовать свести мнения отраслевых экспертов воедино, из них вытекает, что в кризисных условиях практически не остается отраслей, развитие в которых продолжается по давно намеченным планам. Требуют «наши сердца» сегодня перемен или нет – никого уже не волнует, меняться и приспосабливаться к новым реалиям рынка придется многим - или просто терять свои позиции. С чем, к примеру, я не согласен!