Кабинет с иностранным акцентом
Украинское правительство получилось международным. Павел Шеремет — из Киева
На Украине громкие перемены в исполнительной власти. Премьер-министр остался прежний, но теперь он во главе "правительства технократов", в котором многие ключевые должности заняли иностранцы. За интригами при формировании украинского правительства наблюдал обозреватель "Огонька"
В коридорах Верховной рады суетился помощник какого-то депутата с букетом сочных бордовых роз. Роз было так много, высотой почти с рост этого помощника, что удержать огромный букет можно было, только обхватив его как женщину. Равнодушно пройти мимо этого зрелища невозможно. Помощника с розами все фотографируют, он смущается, потеет и пытается укрыться за колоннами.
— А кому столько роз-то? — пристаю с расспросами к бледному помощнику депутата.
— Да одному вице-премьеру.
— Женщине?
— Нет, мужчине. Но я не скажу вам фамилию, пусть сначала проголосуют, вдруг не утвердят,— куда-то в сторону скороговоркой выдал тайну посыльный с розами и попытался вырваться из зоны всеобщего внимания...
Утверждение нового правительства Украины напоминало больше спецоперацию, а не триумф демократии. Прошел месяц после парламентских выборов, на которых победили партии президента и премьер-министра, заявившие о создании широкой коалиции проевропейских и демократических сил, но до последнего дня никто не знал имен будущих министров. Интригу усилило сообщение, что ключевые посты в правительстве займут иностранцы. Назвали и количество привлеченных легионеров — 24 чиновника, но имена их тоже не разглашали.
Даже в день утверждения правительства работа Верховной рады напоминала серию фальстартов на главном олимпийском забеге: депутаты собирались в зале заседаний на пять минут и уходили на перерыв, возвращались и вновь уходили куда-то совещаться. Только к вечеру началось обсуждение персоналий.
Президент Порошенко сначала представил на утверждение министров иностранных дел и обороны (по Конституции, эти назначения — президентская квота). Сюрпризов не было: Порошенко предложил оставить прежних министров, проголосовали быстро и почти единогласно. И вот случился сюрприз — Порошенко рассказал, что утром подписал указы о предоставлении украинского гражданства трем будущим министрам: американке, литовцу и грузину, и под аплодисменты зала пообещал, что на этом не остановится.
Хотели тут же проголосовать за остальных министров списком, но депутатам хотелось хотя бы посмотреть на новообращенных украинцев, которые претендовали на посты министров финансов, экономики и здравоохранения.
Не обошлось без конфуза. Радикальная партия Олега Ляшко на должность вице-премьера выдвинула Валерия Вощевского, который пытался украсть Дорожное ремонтно-строительное управление N100. По крайней мере, так было написано в его биографии, розданной депутатам Верховной рады: "2005-2006 гг. и 2008-2010 гг.— глава правления ОАО "Автомобильные дороги Украины", во время руководства пытался украсть ГП "ДРСУ N100" ОАО "ГАК "Автомобильные дороги Украины". Было возбуждено уголовное дело". Кроме того, в бумаге сообщалось, что Вощевский был руководителем "Укравтодора" при Януковиче, в 2010 году.
"Я не готов нести ответственность за Валерия Николаевича,— провозгласил депутат, в прошлом журналист Мустафа Найем.— Поясните, пожалуйста, тут еще написано, что у вас есть гражданство Мальты".
"Это провокация,— кричал с места лидер Радикальной партии Олег Ляшко.— Это 100% спланированная провокация, которая не могла состояться без ведома аппарата Верховной рады и руководства Верховной рады. За это личную ответственность несет председатель Верховной рады. Несложно будет доказать, кто это сделал".
Заступился за Вощевского премьер Яценюк. "Эта попытка не удастся. Пусть идет и работает",— строго сказал он с места.
Бледный кандидат в вице-премьеры, стоя на трибуне, уверял, что "ни одного случая в его жизни, который бы можно было охарактеризовать как попытку украсть, не было, и эта ситуация — провокация". "Я в 2010 году по квоте Блока Литвина был назначен председателем "Укравтодора", но уже через неделю мне из администрации президента Януковича позвонили и потребовали уйти. Я отказался, и уже через неделю на меня завели дело. Его закрыли потом, потому что оно не имело оснований. И я никакого другого гражданства, кроме украинского, никогда не имел",— оправдывался кандидат в вице-премьеры.
В итоге его утвердили-таки вице-премьером, а огромный букет роз, который несколько часов стоически оберегал помощник депутата, предназначался именно ему.
Потом последовали разъяснения: дескать, в спешке сотрудники аппарата при подготовке биографии кандидата в вице-премьеры использовали электронную энциклопедию "Википедия" и не провели внимательного фактчекинга, как сейчас модно говорить на Украине. Но проверять факты времени не было не только у клерков парламентского аппарата, со многими высокопоставленными чиновниками депутаты знакомились либо в день голосования, либо накануне поздно вечером.
Вся власть советникам
— Зачем вам это? — спросил журналист Мустафа Найем у бывшего начальника полиции Грузии Эки Згуладзе, которая прилетела из Парижа, чтобы рассказать фракции Блока Петра Порошенко, как она собирается работать на посту заместителя министра внутренних дел Украины.
— Мне не нужна работа, я сейчас на хорошей должности. Но такой шанс выпадает нечасто, тем более во второй раз. У нас общий враг. Я сейчас не о России, а о нашем общем советском прошлом, которое догоняет из года в год. Мне это не нравилось у нас, и мне это не нравится в Украине,— говорит Эка.
Предложение о работе на Украине застигло ее врасплох. По данным "Огонька", прилететь в Киев ее попросил бывший грузинский президент Михаил Саакашвили, который и сам на прошлой неделе был в украинской столице и помогал адаптироваться здесь своим землякам.
Но пока оптимизма по поводу грузин в украинском правительстве не много. Наличие варягов под боком явно раздражает и премьера Яценюка, и министра внутренних дел Авакова.
"Мне очень трудно навязать чью-то волю. Девочка хорошая, девочка красивая. Можно ли в полной мере перенести опыт Грузии на Украину? Нет, нельзя",— покровительственно и вкрадчиво улыбаясь говорит глава МВД.
Между тем, задержка почти на месяц с формированием нового правительства и появление иностранцев на Украине произошли, в том числе, и из-за министра Авакова. Порошенко не доволен тем, как обстоят дела в МВД. Ему хотелось бы полностью взять под контроль весь силовой блок. Но Аваков — одна из ключевых фигур в "Народном фронте", и Арсений Яценюк ни в какую не соглашался рассматривать на должность руководителя МВД другие кандидатуры. Поэтому и родилась схема: приставить к Авакову иностранного специалиста.
Так же и по другим министерствам. Не имея возможности продвинуть в правительство своих людей открыто, президент Порошенко выбрал хитрый маневр — ослабить Яценюка и контролировать его через иностранцев. Не можешь сам взять под полный контроль правительство, тогда не позволь и партнеру по коалиции сделать это.
Например, Арсений Яценюк хотел провести своих людей в министерство здравоохранения и министерство инфраструктуры, где крутятся огромные деньги. Он со скандалом отстранил от должности министра здравоохранения Олега Мусия, который руководил медицинской службой Майдана. Мусий сейчас судится с Яценюком и открыто обвиняет премьера в покровительстве коррупционным схемам при государственных закупках лекарств. Найти в такой ситуации неконфликтного, устраивающего все группировки министра-украинца почти невозможно. Выручает иностранец — грузин Александр Квиташвили.
Он хорошо понимает ситуацию в министерстве, с сентября работает там в качестве советника. "Я знаю проблему с закупками лекарств. Олигополии делят между собой рынок. Но главное оружие в борьбе с этим и с коррупцией — полная открытость. Я не буду один работать в министерстве, я буду набирать команду. Но если это никому в Украине не нужно, то мне это тоже не нужно. Я не приехал в Украину делать карьеру, я приехал, чтобы что-то здесь изменить, это интересный вызов",— сказал "Огоньку" Квиташвили. В Грузии он был министром здравоохранения, труда и социального обеспечения, потом работал в США в системе ЮНИСЕФ.
Не исключено, что идею с иностранцами в правительстве подсказал Джордж Сорос. Как раз после его приезда в Киев заговорили о честных и непредвзятых иностранцах. Украинские власти просили фонд Сороса "Возрождение" профинансировать ряд инициатив по реформированию страны, от создания стратегических консультационных групп и поддержки деятельности Национального совета по реформам до содействия реформированию системы государственной службы. "Возрождение" оплачивало и работу рекрутинговых агентств, подбиравших кадры для украинского правительства. Кандидатов искали на должности министров, заместителей министров, руководителей департаментов. Обратились к трем мировым агентствам в США: Hudson, Pedersen & Partners и Korn Ferry. Два из них (Pedersen и Korn Ferry) согласились работать над этой задачей.
"Привлечение международных агентств для отбора кандидатов на руководящие должности является важным шагом вперед от традиционного, кланово-семейного, назначения "своих". Впервые в истории независимой Украины происходит независимый, гораздо более прозрачный отбор таких кандидатов",— отметил исполнительный директор фонда Евгений Быстрицкий.
"Мы искали кандидатов по профессиональным критериям, согласованным с фондом "Возрождение". Это — безупречная бизнес-репутация, отсутствие связей с олигархическими группами, опыт управления крупными международными компаниями или организациями и опыт проведения масштабных реорганизаций. Важным качеством нам показался также патриотический дух и желание реформировать Украину",— заявила Татьяна Фурцева, старший партнер WE Partners (Korn Ferry) Украина.
Итог поиска: из 185 человек, которых пригласили на первое собеседование, после тестов и интервью отобрали 24 кандидатуры. Наибольшее количество кандидатов рекрутеры рекомендовали на руководящие позиции в министерствах аграрной политики и финансов (по четыре человека). За услуги рекрутинговые компании получили 82 200 долларов от фонда "Возрождение".
Три министра-иностранца уже назначены. Кроме грузина на посту главы минздрава это еще министр финансов Наталка Яресько (родилась в США, украинка американского происхождения, окончила Гарвард, работала в Госдепартаменте, приехала на Украину 20 лет назад для координации американской помощи) и 38-летний литовец Айварас Абромавичус, который стал министром экономики. Он успешный финансист, с партнерами из Швеции создал крупнейший в Восточной Европе инвестиционный фонд, который вкладывал деньги, в том числе, и в "Газпром". Айварас женат на украинке, воспитывает троих детей и шесть лет живет в Киеве. В Крыму у него остался большой дом и галерея, в которой он иногда проводил выставки украинских художников.
Руководителем Национального антикоррупционного бюро тоже будет назначен иностранец. Об этом заявил внештатный советник президента Украины Олег Медведев: "Это должна быть ключевая структура, которая будет бороться с коррупцией в высших эшелонах власти".
Каналы вливания
Многим на Украине идея с иностранцами не нравится. Это довольно унизительно для крепнущего национального самосознания элит — признание, что в большой стране трудно найти 20 профессионалов с безупречной репутацией, способных взять на себя ответственность за радикальные экономические и социальные реформы. Есть сомнения и в эффективности работы иностранцев, которые могут утонуть в болоте украинского аппарата.
"Опыт назначения западных менеджеров, очень дорогих, в наши крупные частные компании в Украине не оправдался. Ни на одном крупном предприятии, ни в одной крупной компании нет менеджера-иностранца, а там деньги и эффективность считать умеют. Это не случайно,— сказал в интервью "Огоньку" олигарх, бывший губернатор Донецкой области Сергей Тарута.— Я категорически против, чтобы иностранцев назначали на первые позиции. Назначение их советниками — это хорошая практика, если их советы будут кому-то нужны. Пока они изучат ситуацию, пройдет много времени. Перед нами стоит огромный вызов. Эксперименты в такое время опасны, это словно экспериментировать на операционном столе над смертельно больным человеком".
Тарута приветствует только назначение министром финансов Наталки Яресько, потому что у нее есть опыт, знания и "у нее горят глаза, но и душа болит за то, что происходит в Украине".
Остается открытым и вопрос, кто будет платить иностранцам в правительстве зарплату и каким образом. Идут разговоры, что для этого будет создан специальный благотворительный фонд. Однако бывший глава аппарата правительства Остап Семерак говорит, что выплачивать зарплату чиновникам из фондов нельзя: "По украинскому законодательству это коррупция. Чиновники могут получать только официальную зарплату и гонорары от научной, творческой или медицинской деятельности".
Министр Абромавичус и Наталка Яресько заявили, что не обсуждали зарплату ни с президентом, ни с премьером, и даже на нее не рассчитывают. Однако трудно представить, что все 24 иностранца в правительстве будут работать только на энтузиазме.
Не осталось в новом правительстве и "министров Майдана", тех, кого в прошлый раз, весной выдвинула во власть протестующая масса. Один из бывших министров рассказал "Огоньку", что "майдановцы" никогда и не пользовались влиянием в правительстве, Яценюк считал их выскочками и непрофессионалами. "Перед телекамерами он говорил то, что хотели услышать люди на улице, а когда журналисты выходили из зала, он довольно бесцеремонно обрывал нас и говорил, что мы ничего не понимаем в экономике и управлении государством и должны помалкивать",— описывает свой поход в правительство активист Майдана.
Но и критика назначения иностранцев, и отсутствие в новом правительстве "народных представителей", все это померкло на фоне появления в структуре правительства министерства информации, которое журналисты сразу же прозвали "министерством правды". Вернее, министерство еще не создали, но министра уже назначили. Им стал кум президента Порошенко и директор принадлежащего ему "Пятого телеканала" Юрий Стець. Все новости про новое министерство теперь в основном идут с пометкой или хэштегом #минстець. О появлении министерской новации украинские СМИ узнали за сутки до назначения Стеця министром. Потом выяснилось, что чиновники написали положение о новой бюрократической структуре всего за одну ночь, вписав в полномочия ведомства все что только возможно: контроль, лицензирование медиа, разработку стандартов работы репортеров, борьбу с российской пропагандой. И это повергло в шок. Прямо в зале украинского парламента в момент прихода туда Петра Порошенко возмущенные журналисты вывесили плакат "+министерство -правда. Остановите голосование". Голосование, впрочем, не остановили. А "министерство правды" в глазах украинской общественности перечеркнуло весь позитив от формирования правительства реформ.