"Наша первая задача — остановить гонку санкций и контрсанкций"

Представитель правительства Испании — о последствиях кризиса между Россией и ЕС

Москву посетил КАРЛОС ЭСПИНОСА ДЕ ЛОС МОНТЕРОС, высокий представитель масштабной госпрограммы по продвижению позитивного имиджа Испании за рубежом ("Марка Испании"). О том, почему Мадрид выступает за скорейшее прекращение "войны санкций" и какие опасения ему выразили испанские предприниматели, работающие в России, он рассказал корреспонденту "Ъ" ПАВЛУ ТАРАСЕНКО.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

— Вы приехали в Москву в непростое для отношений между Россией и ЕС время. С какими целями?

— Вступить в контакт с испанскими предпринимателями, работающими в России, способствовать увеличению потока российских туристов в Испанию, обменяться мнениями с представителями руководства РФ о настоящем и будущем наших двусторонних отношений.

— И каковы настроения испанских предпринимателей?

— Они сильно озабочены ухудшением макроэкономических показателей. Кому-то уже нанесла ущерб девальвация рубля. Снижение цен на нефть привело к тому, что реализация некоторых планов по инвестициям из РФ откладывается. Представители ряда секторов (к примеру, туризма) обеспокоены снижением покупательной способности россиян — это сдерживает рост числа туристов.

— А какое влияние оказывают санкции?

— Последствия (ответных мер России.— "Ъ") для испанского сельского хозяйства оказались крайне серьезными. Люди, работающие в этом секторе, конечно, выступают за скорейшую взаимную отмену санкций.

— Правительство Испании готово поддержать их позицию?

— Мы входим в ЕС и поддерживаем принимаемые странами-членами решения. Но мы активно участвуем в дебатах и, если говорить о санкциях, находимся в числе тех стран, кто верит: от санкций нет никакого позитива. Ограничительные меры оказывают исключительно негативное влияние как на тех, кто их вводит, так и на тех, против кого они вводятся. Мы пытаемся сделать так, чтобы санкции были отменены как можно быстрее. У нас есть понимание того, что Россия и ЕС — два естественных союзника.

— Можно ли ожидать, что весной санкции против России, имеющие годовой срок действия, не будут продлены?

— Наша первая задача — остановить гонку санкций и контрсанкций, не допустить новых. Вторая цель — попытаться найти компромиссные решения, которые позволили бы оставить санкции в прошлом. Не знаю, на достаточно ли продвинутом уровне находятся сейчас переговоры между Россией и ЕС для того, чтобы к весне отменить санкции. Надеюсь, что да. В любом случае, впереди у нас еще несколько месяцев, на протяжении которых предстоит много поработать.

— А переговоры по отмене визового режима теперь надолго заморожены?

— Мы достигли показателя в 11 тыс. виз ежедневно (столько виз испанские визовые центры выдают россиянам в высокий сезон.— "Ъ"). При этом выдаем мы их очень быстро — за сутки или двое. В прошлом году наши визы получили 1,5 млн граждан РФ.

В общем, мы довольны тем, как работает система. В более отдаленном будущем мы, скорее всего, пойдем к отмене виз. Но эта тема политическая. На данный момент члены Евросоюза уверены, что надо подождать.

— И как долго?

— Не могу конкретизировать. Никогда нельзя знать наперед.

Вся лента