Звездная воинственность
Международная напряженность выходит на орбиту
На прошлой неделе ООН с подачи России приняла резолюцию "О неразмещении первыми оружия в космосе". А в Москве было объявлено о возрождении космических войск. Неужто все, как в былые времена: начавшись на земле, международная напряженность добивает до звезд?
Согласно резолюции ООН космические державы должны отказаться от гонки космических вооружений ради безопасного мира. Подписали текст 126 стран. Четыре государства, включая США и Израиль, выступили против.
"Запрет на размещение в космосе ядерного или другого оружия массового поражения уже существует. Этот договор в 1967 году подписали все ядерные державы,— рассказал "Огоньку" директор Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии Евгений Мясников.— Сейчас речь о том, чтобы запретить размещать в космосе и вооружение обычного типа". Есть ли в этом необходимость?
Все прежние попытки доставить или испытать оружие на орбите оказывались слишком дорогими и не оправдали себя с точки зрения эффективности. Были и курьезные опыты. Обитаемая станция "Союз-2", например, в 1973 году была оборудована скорострельной пушкой, взятой с реактивного бомбардировщика. Оружие предполагалось использовать при попытке похитить (!) советскую станцию. Но так как захватчиков в космосе не оказалось, станция сделала один пробный залп в космосе, а оставшиеся патроны расстреляла перед затоплением. Попытка американцев создать боевой лазер для войны в космосе обернулась провалом еще на земле: испытания в рамках программы Cabra показали, что создать "луч смерти" не удалось.
С тех пор реально развивались не экзотические оружейные технологии, а спутниковые, большая часть которых имеет двойное назначение. По данным Министерства обороны РФ, из 130 космических объектов, запущенных Россией на орбиту, 70 процентов связаны с военными целями. Помимо спутников-шпионов военные используют космические аппараты для наведения высокоточного оружия на цель. С этой точки зрения первыми реальными "звездными войнами" считается война США против Ирака в 2003-м. Тогда американцы сразу уничтожили иракский коммуникационный центр, координирующий спутниковую связь, а подавляющее большинство бомб наводилось на цель с помощью системы GPS. По мнению экспертов, полномасштабные военные действия с тех пор всегда начинаются с выведения из строя космических объектов противника (так называемый ослепляющий удар).
Но сегодня говорят не о спутниковых технологиях, а о перспективе появления оружия в космосе. Неужели есть основания? Как выясняется, есть: "В 2007 году китайцы провели испытание, сбив свой метеорологический спутник,— говорит Евгений Мясников.— Такого рода эксперименты сегодня являются политическим способом воздействия на другие страны, демонстрацией технических возможностей по созданию противоспутникового оружия. После китайского взрыва на орбите образовалось облако осколков, которое может повредить другие космические объекты. Так что сегодня нужна регуляция подобной деятельности в космическом пространстве".
После этого нервные ожидания "космических сюрпризов" в мире только растут. И это тоже объяснимо: в 2010 году Барак Обама заявил о возвращении США к программе освоения космоса, одним из основных пунктов которой является отказ от подписания документов, которые ограничивают возможности изучения и использования космоса США в стратегических целях. При этом известно: у американцев существует много закрытых программ, которые в числе прочего разрабатывали орбитальные системы для поражения объектов на земле.
В ситуации нынешнего года, отмеченной резким разладом в отношениях Запада и России, взаимные ожидания "космических неприятностей" и вовсе зашкаливают. На прошлой неделе западная пресса пестрела заголовками об обнаружении российского "убийцы спутников": неопознанного объекта на орбите, который сначала приняли за мусор, а потом разглядели, что он движется по заданному вектору (по версии знатоков, речь идет об испытании миниатюрного спутника с новым типом двигателя). Россия панику в чужих СМИ не комментировала, что подогрело страсти.
На таком фоне ооновская резолюция, предложенная Россией и не подписанная США, выглядит вполне органичной духу времени. А общая ситуация все больше напоминает печально известную эпоху — холодной войны. Нынешний "космический фронт" формально пока не открыт, но позиции в целом уже заявлены. Наши в том числе: в недавнем интервью заместитель командующего войсками космического командования войск ВКО России генерал-майор Анатолий Нестечук заявил: в целях самообороны Россия собирается до 2020 года укомплектовать орбитальную группировку "всеми новыми типами космических аппаратов". А в системе космической разведки, по словам генерала, "только до 2018 года будет построено 12 новых образцов вооружения, которые в конечном итоге позволят обеспечить независимый гарантированный глобальный контроль космического пространства".
За работу, товарищи?