Прослушки до Страсбурга доведут
Грузинский парламент оставил МВД возможность прослушивать телефонные разговоры граждан
Правящая коалиция «Грузинская мечта» сумела преодолеть вето президента на резонансный закон о прослушивании телефонных разговоров граждан, оставив тем самым в силе вариант, по которому МВД сохраняет возможность технического доступа к сетям мобильных операторов. Несмотря на вступление закона в силу, НКО и влиятельные адвокаты планируют обратиться в конституционный суд Грузии, а затем и в ЕСПЧ.
Парламент преодолел президентское вето на закон о прослушках (см. “Ъ” от 28 ноября) 82 голосами против 13 при необходимом минимуме в 76 голосов. Для этого парламентскому большинству от правящей коалиции «Грузинская мечта» (ГМ) пришлось объявлять настоящую мобилизацию. «Сейчас в зале находятся все депутаты, поддерживающие наш законопроект»,— заявил в ходе дебатов лидер большинства Давид Саганелидзе.
Сначала члены парламента голосовали за альтернативный вариант, инициированный президентом. Наложив вето на закон, принятый 27 ноября, Георгий Маргвелашвили предложил передать технический доступ к сетям мобильных операторов (ключ) судебной инстанции. Согласно президентскому варианту, суд выдает МВД юридическое разрешение на прослушивание, и судья сам «переворачивает ключ», открывая линию технического доступа к системе. Но предложение главы государства не получило достаточного числа голосов.
Затем был вновь поставлен на голосование закон, подготовленный парламентскими комитетами по обороне и безопасности и по правам человека, который ветировал глава государства. Республиканская партия, входящая в правящую коалицию, проголосовала против. «Мы поддерживали проект юридического комитета, согласно которому ключ передавался национальной комиссии по коммуникациям»,— объяснил “Ъ” основатель Республиканской партии Леван Бердзенишвили.
А вот соратники экс-президента Михаила Саакашвили по его партии «Единое национальное движение» (ЕНД) вообще не приняли участия в голосовании. Депутат от ЕНД Давид Дарчиашвили дал понять, что их партия не поддерживает ни один из предложенных парламенту вариантов. «Нам близко лишь предложение НКО о передаче ключа операторам мобильной связи, и больше никому»,— пояснил он “Ъ”.
Впрочем, предложение НКО было отвергнуто правящей коалицией как неприемлемое с точки зрения госбезопасности. «Из трех грузинских мобильных операторов один принадлежит российской компании, второй — турецкой, а третий — американской,— пояснил “Ъ” председатель комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили.— Передать им ключ к прослушиванию телефонных разговоров означало допустить их к очень важным государственным секретам».
В итоге после преодоления вето остался в силе закон, принятый 27 ноября: технический доступ (ключ) к сетям мобильных операторов остался у МВД, прослушивать же телефонные разговоры граждан с санкции суда спецслужбы смогут под контролем инспектора по защите персональных данных — правительственного чиновника, назначаемого премьером.
НКО этот вариант не устраивает. Они объявили о возобновлении акций протеста под лозунгом «Нас опять прослушивают!» и обратились в конституционный суд с иском о признании закона «нарушающим права человека», то есть антиконституционным. Кроме того, известный адвокат Лия Мухашаврия, работавшая над альтернативными вариантами, намерена подать к грузинскому правительству иск еще и в Страсбургский суд по правам человека.
Кому принадлежит власть в Грузии
14 ноября, за день до масштабной акции протеста оппозиции в центре Тбилиси, президент Грузии Георгий Маргвелашвили выступил с чрезвычайным обращением к депутатам и нации. Заявив о важности укрепления демократических институтов, он намекнул на необходимость покончить с «неформальным правлением» миллиардера Бидзины Иванишвили, считающимся теневым главой правительства. Читайте подробнее