Цветочный расчет
Приватизацию участков возле Цветов Башкирии признали законной
Арбитражный суд Башкирии отказался признать недействительными договора купли-продажи земельных участков в районе поселка Цветы Башкирии. По решению суда, в июне 2013 года министерство земельных и имущественных отношений республики продало 217 га ЗАО «Цветы Башкортостана», но в сентябре нынешнего года, когда компания перепродала часть участков новым владельцам, решило отменить сделку. Юристы уверены, что у ведомства нет больше шансов вернуть спорные земельные участки.
Министерству земельных и имущественных отношений республики не удалось повернуть вспять приватизацию 217 га земли в районе поселка Цветы Башкирии. На минувшей неделе арбитражный суд отказал ведомству в иске к ЗАО «Цветы Башкортостана», которому министерство продало спорные участки за 5,3 млн руб. в июне 2013 года по распоряжению правительства республики. Поводом для продажи участков послужило наличие на них объектов недвижимости компании общей площадью 16,6 тыс. кв.м, говорится в материалах суда. Впоследствии минземимущество пришло к выводу, что «земельные участки превышают размер площади земельных участков, находящихся под объектами недвижимости». Истец просил признать недействительными договора перепродажи части земли, и обязать передать спорные участки администрации Уфы. Ответчиками в процессе, кроме «Цветов Башкортостана», выступало ООО «Уфапарк».
ЗАО «Цветы Башкортостана» образовано в январе 1994 года. Специализируется на растениеводстве. Уставный капитал — 121,7 тыс. руб. Акционерами, по данным «Спарк-Интерфакс», являются 244 физических лица. Участники рынка называют основным владельцем компании бывшего директора совхоза «Цветы Башкирии» Владимира Шерышева. Финансовой отчетности предприятие не публикует.
Иск к «Цветам Башкортостана» был подан в сентябре этого года. К этому времени часть земельных участков, разделенных на 36 частей, была переуступлена «Цветами Башкортостана» третьим лицам. В частности, 186 га ЗАО продало компании «Уфапарк», которая перепродала 6,4 га физическому лицу Алексею Секретареву. Еще 4,2 га «Цветы Башкортостана» продали физическому лицу Андрею Ложкину, который через два месяца уступил землю девелоперу жилого комплекса «Цветы Башкирии» компании «Башстройкомплект».
Представители ответчиков в суде ссылались на решение арбитража от октября 2012 года, которым «Цветы Башкортостана» добились права на приватизацию спорных участков. Ни при рассмотрении того дела, ни при последующей приватизации МЗИО «не предоставило обоснований несоответствия предельных размеров спорных земельных участков». Арбитражный суд с этим согласился, отметив также, что «Уфапарк» вместе с господами Секретаревым и Ложкиным являются добросовестными покупателями. Две недели назад арбитраж отказал министерству в удовлетворении иска к «Цветам Башкортостана» по факту прошлогодней приватизации компанией спорных участков. Истец приводил аналогичные доводы, и суд, как и в этот раз, пришел к выводу, что министерство не привело убедительных доказательств в обоснование своей позиции. Получить комментарии в минземимуществе вчера не удалось.
Ранее собеседники „Ъ“ связывали иски с попыткой склонить господина Шерышева к продаже большей части земельных участков (см. „Ъ“ от 4 сентября).
Генеральный директор компании «Бэйсик консалтинг» Рауль Сайфуллин полагает, что «перспективы отмены решений в вышестоящих инстанциях представляются безнадежными». «Министерство изначально ошибочно сформулировало требования к приобретателям земельных участков, оно должно было просить вернуть участки из чужого незаконного владения. Кроме того, суды справедливо указали на наличие преюдициального судебного акта от 2012 года, который обязал министерство провести приватизацию. Это решение суда не отменено, и я не представляю себе, какие должны быть исключительные обстоятельства, чтобы попытаться сделать это через два года»,— пояснил эксперт.
Управляющий партнер судебного агентства «Барристер» Айдар Муллануров отмечает, что «на месте МЗИО не питал бы особых надежд на отмену судебных актов». «Истец не обосновал, в чем выразилось нарушение его прав, и не смог опровергнуть добросовестность конечных приобретателей. Поэтому, несмотря на то, что участки были проданы практически за бесценок, вернуть их вряд ли удастся»,— заявил он.