"Интернет-торговле еще есть куда продолжать экспансию"

Закрытие флагманского магазина одежды Zara в центре Москвы на Тверской вызвало живой отклик обозревателя газеты "Коммерсантъ" Дмитрия Губина. Он убежден, что главная улица для любой торговли сегодня одна – интернет.

Фото: Фото из личного архива Д. Губина

В магазин Zara на Тверской я порой забегал. Но не чтобы купить очередную рубашку в цветочек, которые у этой компании на диво хороши и недороги, — а чтобы забрать сделанный онлайн-заказ. Zara, кстати, один из немногих мировых сетевых фэшн-брендов, который онлайн-торговлю в России ведет. Другого смысла существования, кроме как удобно расположенного пункта выдачи, для меня магазин на Тверской не имел. Там то модели нужной не было, то размера, — может, поэтому там и покупателей никогда особенно не было, хотя аренда торговых площадей на Тверской по ценам заоблачна. Так что правильно, что flag-store закрыли. Для меня и прочего онлайн-покупателя это почти ничего не изменит.

О том, что онлайн-байеры в России начинают численно догонять традиционных покупателей, свидетельствует опыт другого гранда торговли одеждой в России, интернет-магазина Lamoda. За полгода число заказов на Lamoda возросло на 103%, их общая стоимость – на 124%, а клиентская база достигла 2 миллионов человек. И даже свежепрошедший в московском офисе Lamoda обыск свидетельствует об успехе: у нас с ОМОНом кошмарить финансовых малявок обычно брезгуют.

Впрочем, я об успехе знаю и без информации о выручке бренда, цене акций или обысках. Начиная с лета, если я не успеваю сделать заказ в Lamoda c утра, после обеда возможности заказать доставку в удобный пункт выдачи уже лишаюсь. Кроме того, теперь к цене заказа в этой сети приплюсовывается и стоимость доставки в пункт выдачи: к этому ценовому трюку давным-давно прибегает, например, OZON, когда перегружен заказами. При этом в неделю ко мне приходит дюжина-другая писем от Lamoda с предложениями скидок такой величины, что трудно устоять.

Успех Lamoda, ASOS и прочих популярных модных сайтов свидетельствует не только о развитии интернета, но и о том, что нами пройден важный психологический барьер. Ведь лет 10 назад считалось – да я и сам считал – что торговля одеждой через интернет, когда вещь не пощупать и не примерить, перспектив не имеет. В отличие от торговли техникой или книгами. Но это не так. Платой за перспективы оказался большой, до 40%, возврат покупок, но к нему приспособились и с ним смирились и продавцы, и покупатели. Я просто теперь заказываю обувь сразу двух-трех размеров, а оплачиваю лишь ту пару, что по ноге.

И это значит, что интернет-торговле еще есть куда продолжать экспансию.

На месте торговцев автомобилями либо брендированными бриллиантами, для которых интернет сегодня всего лишь витрина, но никак не торговый зал и не касса, я бы серьезно задумался.

Вся лента