Сила закона. Американского

регулятор

С марта 2015 года более 950 российских финансовых организаций, преимущественно банки, вынуждены будут сообщать в фискальные органы США данные о движении финансовых средств на счетах своих клиентов (обладающих одним из признаков американского налогоплательщика) даже в случае их несогласия.

Фото: J. David Ake, File, AP

Стук дело не добровольное

В полную силу американский закон "О налогообложении иностранных счетов" (FATCA — Foreign Account Tax Compliance Act) вступил 1 июля, а подписан был в США четыре года назад в качестве дополнительной меры к законодательству, стимулирующему занятость. Основная его цель — противодействовать уклонению от уплаты налогов американскими налогоплательщиками, имеющими счета в иностранных финансовых компаниях (банках, инвестиционных и страховых компаниях и др.). Согласно требованиям закона, иностранные компании финансового сектора должны идентифицировать американских налогоплательщиков, владеющих напрямую или опосредованно финансовыми счетами, а информацию по счетам представить в Службу внутренних доходов США (Internal revenue service — IRS). В случае невыполнения требований FATCA предусматривает удержание налога в размере 30%.

Первоначально рассматривалось два варианта взаимодействия с американской налоговой системой, направленных на соблюдение требуемых процедур. Но первый, наиболее удобный для компаний финансового сектора и предполагавший взаимодействие на уровне правительственных структур, был исключен по политическим мотивам. Когда в апреле американская сторона приостановила переговоры на неопределенный срок, российским банкам пришлось заключать соглашения с IRS напрямую. Собственно, выбора при таком развитии событий уже не было: неприсоединение к FATCA грозило обернуться "исключением" из числа участников финансового рынка. Например, закрытием корсчетов в других банках, которые к FATCA присоединились.

"Большинству организаций финансового сектора (на конец ноября в IRS зарегистрировано более 950 российских организаций, преимущественно банков) в эту систему пришлось вступить. Вступив в нее и заключив соглашение с IRS, банки обязаны внедрить необходимые процедуры и исполнять требования американского законодательства. В противном случае закон предусматривает санкции к самой организации — например, от нее могут потребовать возместить неудержанный налог, заплатить штрафы или отозвать регистрационный номер, а процедура вторичной регистрации после его отзыва не совсем ясна. Также установлены и санкции в отношении сотрудника, отвечающего внутри этой организации за выполнение требований FATCA",— поясняет Александр Синицын, директор департамента налогообложения и права "Делойт" в СНГ.

В процессе обсуждения порядка предоставления данных в IRS российские банки неоднократно высказывали вполне оправданное беспокойство: противоречий между нормами действующего российского законодательства и требованиями FATCA оказалось довольно много.

"В первую очередь это касалось банковской тайны. Кроме того, ни у одной финансовой структуры и сейчас нет возможности удерживать и затем перечислять в пользу IRS 30-процентный налог. Любая российская организация, которая подвергнется такому безакцептному списанию, в России может с успехом его оспорить",— поясняет Александр Синицын.

Но даже принятый в конце июня закон 173-ФЗ "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в полной мере не позволяет банкам выполнять требования FATCA, например в части идентификации американских налогоплательщиков. И банки, прошедшие регистрацию в системе IRS, вынуждены лавировать между соблюдением предписаний российского законодательства и требованиями американского.

Этапы доносительства

Начиная с 1 июля российские банки, присоединившиеся к FATCA и получившие идентификационный номер в IRS, должны были ввести правила, позволяющие выявлять признаки американского налогоплательщика у каждого нового клиента. Передавать отчетность по счетам этой категории клиентов банки начнут с марта 2015 года.

Процесс отбора и оформления документов уже существующих клиентов разбит на этапы в зависимости от величины остатков на счетах. В отношении клиентов с совокупным остатком на счете свыше $1 млн установлен срок до 31 декабря текущего года, в отношении клиентов с денежными суммами свыше $50 тыс.— до 31 декабря 2015 года. Необходимо отметить, что FATCA не берет во внимание клиентов, на чьих счетах остались совсем небольшие суммы. Собранная информация одновременно с отправкой в IRS будет пересылаться банками в полномочный орган (Росфинмониторинг).

В первую очередь американские налоговые органы заинтересованы в информации по клиентам с крупными денежными суммами. Чтобы выявить среди этих клиентов американских налогоплательщиков, FATCA предлагает проанализировать их по следующим признакам: наличие гражданства США (паспорт или грин-карта) или постоянное место жительства, место рождения в США, адрес проживания, телефонные номера (мобильные и стационарные), почтовый ящик как единственный указанный адрес, постоянно действующее поручение по перечислению сумм на счет США, доверенность и право подписи, выданные на лиц в США. В случае выявления хотя бы одного из этих признаков банк должен затребовать у клиента дополнительную информацию и предложить заполнить одну из форм, разработанных для таких клиентов.

"У российских банков, согласно принятому закону 173-ФЗ, есть возможность проводить идентификацию и предоставлять отчетность только в отношении тех физических лиц, которые имеют вид на жительство или гражданство другого государства. При этом человек может стать налогоплательщиком США, даже не имея ни того ни другого — например, если будет часто пребывать в США в длительных командировках. Он может стать налоговым резидентом, не имея при этом права на вид на жительство или не обратившись за ним",— уточняет Александр Синицын. С такими клиентами возникают сложности, поскольку весной будущего года может потребоваться представлять в IRS отчетность об их счетах. Определенные сложности существуют и в отношении клиентов--юридических лиц.

Большинство банков уже в соответствии со 173-ФЗ разместили на своих сайтах критерии, по которым будут выявлять иностранных налогоплательщиков среди клиентов. По словам Светланы Ермолаевой, директора по комплаенсу Промсвязьбанка, банк не заставляет клиентов заполнять многостраничные опросники и формы: автоматизированные системы в онлайн-режиме проводят необходимый анализ данных, и в момент принятия клиента на обслуживание банк получает уже всю необходимую информацию. Во избежание неточностей при классификации американских налогоплательщиков и выявлении "крупных счетов" банки вводят многоступенчатую систему проверки данных. Можно было бы предположить, что ряду банков, ориентированных на розничных клиентов, дополнительные процедуры FATCA по идентификации американских налогоплательщиков могут существенно затруднить работу, отпугнув потенциальных заемщиков. В частности, это относится к банкам, ориентированным на POS-продукты — кредиты, которые выдаются в местах розничной торговли. Но проанализировав возможные риски, в банке "Хоум Кредит", например, пришли к выводу, что таких клиентов у банка будет минимальное количество. Александр Гонтаренко, директор департамента правого обеспечения банка "Хоум Кредит": "Специфика банка такова, что мы работаем с относительно небольшими суммами по кредитам, а наши клиенты — это люди со средним доходом и граждане РФ. При оформлении кредита мы обязательно идентифицируем клиентов, проверяем предоставленную ими информацию. Кроме того, после 1 июля мы включили в клиентскую документацию дополнительную графу (по всем кредитам, депозитам и картам), где клиент подтверждает своей подписью отсутствие у него иностранного гражданства, для которого необходим дополнительный налоговый контроль. Но и при обращении в банк иностранных граждан никаких случаев уклонения от дополнительного контроля мы не зафиксировали".

Дальнейшее взаимодействие с клиентом, отвечающим признакам американского налогоплательщика, банк выбирает исходя из норм российского законодательства и собственных правил обслуживания клиентов. Результатом такого взаимодействия должно стать подтверждение согласия предоставлять данные американской налоговой системе или отказ от него. "Клиенту, в отношении которого есть подтвержденная информация, что он является налогоплательщиком США, предлагается подписать допсоглашение к договору оказания услуг. Подписание его клиентом означает согласие на предоставление информации о нем налоговым органам США",— говорит Анна Верховская, вице-президент по вопросам FATCA банка "Уралсиб".

"Да" и "нет" не говорить

Еще полгода назад о своем желании постепенно отказаться от обслуживания американских клиентов (как физических, так и юридических лиц) сообщал банк ВТБ. В информационных сообщениях для СМИ говорилось, что во всех банках группы обслуживается немногим больше 2 тыс. таких клиентов и отказ от работы с ними не скажется на финансовых показателях группы. Впрочем, по информации пресс-службы банка ВТБ, "в настоящий момент с учетом нового российского законодательства банки и компании группы ВТБ видят меньше для себя рисков в работе с американскими налогоплательщиками".

И все-таки, пока многие вопросы остаются не до конца урегулированными, вероятнее всего, большинство банков будут готовы отказывать клиентам--иностранным налогоплательщикам в обслуживании без лишних колебаний. По словам Сергея Мешалкина, во всех случаях, когда Росбанк сталкивается с клиентами, поведение которых может создать неприемлемые правовые и иные риски для банка, сотрудники банка стараются убедить их, что не в их интересах настаивать на продолжении отношений с банком при отсутствии взаимного доверия и готовности к сотрудничеству. "Есть закон, и если вы гражданин государства, в котором он принят, вы его обязаны исполнять. Если действующий клиент - американский налогоплательщик, его уведомляют о том, что его данные будут переданы в IRS независимо от его желания в том случае, если он согласен продолжить сотрудничество с банком. Второй возможный вариант — закрыть счета. Но на данный момент закрывать поздно: с 1 июля данные собираются, обрабатываются и будут переданы",— говорит Юрий Амвросиев, директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка.

Представители банков отмечают, что клиенты достаточно спокойно реагируют на дополнительные процедуры самосертификации и случаев отказа предоставить необходимые документы по части FATCA еще не было. "В принципе развитые страны мира идут по пути повышения финансовой и налоговой прозрачности, усиливают меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов — это устойчивая тенденция",— говорит Александр Синицын. В будущем информацию о финансовых счетах своих налогоплательщиков начнут запрашивать и другие государства. "FATCA — это первый глобальный работающий механизм автоматического обмена налоговой информацией, и у США есть возможность обеспечивать его функционирование",— добавляет господин Синицын.

Елена Алеева

Подпись

Теперь в этот вашингтонский офис IRS будет добровольно-принудительно стекаться информация со всего света о движениях средств американских налогоплательщиков, в том числе и российских граждан

Вся лента