Как автомобиль стал средством сбережения
Законы экономики в России не работают? Автомобиль — вещь, которая, выезжая за ворота салона, дешевеет на 20-30%, а дальше упрямо ест ваши деньги,— здесь считают инвестицией? Предчувствуя падение доходов, предаются расточительству? Не все так просто, даже самые странные явления часто поддаются рационализации.
Говорят, в ноябре в автосалонах случались драки, а продавцам предлагали взятки, лишь бы оказаться первым в очереди. Есть подозрение, что это преувеличение, но статистика продаж и правда удивительная: число проданных новых машин в ноябре 2014 года оказалось всего на 1% меньше, чем в спокойном ноябре 2013-го. Всего было продано 229,4 тыс. автомобилей, на 8,5% больше, чем в октябре (211,4 тыс.).
Более детальный взгляд на данные AEB (Ассоциация европейского бизнеса, собирает и публикует статистику продаж автомобилей) позволяет предположить, что в денежном выражении (такой статистики нет) заметный рост наблюдается по сравнению не только с октябрем, но и с прошлым ноябрем. Действительно, продажи Lada (все еще самый популярный в России автомобиль, ноябрь к ноябрю) в единицах сократились на 17%, а у многих куда менее бюджетных марок наблюдался рост продаж: второе место у KIA (рост на 19%), третье — у Renault (8%), на четвертом — Hyundai (4%), на пятом — Toyota (32%).
"В необычных условиях случаются неожиданные вещи",— сказал председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. По его словам, покупатели спешат сделать покупки до ожидаемого повышения цен в новом году, плюс, конечно, программа утилизации.
Однако самое интересное происходило в премиум-сегменте: продажи Porsche выросли на 55%, Lexus — на 63%, Mercedes-Benz — на 7%. Bloomberg TV сделал (довольно ехидный) сюжет о странном русском буме, обратив, в частности, внимание на то, что "в России, по всей видимости, BMW и Audi не считают достаточно хорошими долгосрочными инвестициями". "Российская газета", сославшись на Bloomberg, охарактеризовала спрос на дорогие марки как ажиотажный. "Люди рассматривают покупку автомобиля как инвестицию",— сказал газете Алексей Родионов, глава отдела корпоративных коммуникаций в российском представительстве Mercedes-Benz.
Казалось бы, абсурд. Подавляющее большинство автовладельцев не может не знать: в момент, когда вы выехали за ворота автосалона, машина подешевела процентов на двадцать-тридцать. А дальше она будет методично съедать ваши деньги: страховки, бензин, ремонт, парковки, мойки. Да и время экономит не каждому, многих запирает в многочасовых пробках. Какая-то плохая, в общем, инвестиция.
Или даже абсурд в квадрате. В стране кризис, экономика идет на спад, ожидается рост безработицы, падение доходов. В общем, время явно не для престижного потребления, время быть скромнее и экономнее. И уж точно не для того, чтобы ради красивой игрушки залезать в кредит, с которым далеко не факт, что сможешь расплатиться.
Есть и более рациональный способ анализа: сравнить стоимость денег сегодня и, скажем, через год. При инфляции 10% сегодняшние 100 рублей — это 110 рублей в декабре 2015-го. Положив их на вклад под 12% годовых, через год вы будете на 2% богаче, чем сейчас, в реальном выражении. Под 8% — на 2% беднее. Положительная реальная ставка процента стимулирует сберегать, отрицательная — тратить. Сдвиг потребления во времени — понятие, которое должно быть понятно не только экономистам.
Такая же история с доходами: ждете роста — логично не откладывать расходы на завтра, если реальные ставки по кредиту не слишком высоки, можно и в кредит залезть. Ждете падения? Надо экономить, откладывать, если, конечно, не намерены сокращать будущее потребление. Между прочим, в начале кредитного бума, в середине 2000-х, россияне вели себя совершенно рационально, стремительно наращивая задолженность перед банками: уже как-то забылось, но доходы тогда росли на 25-30% в год. Потом, правда, просмотрели момент, когда темпы роста сильно упали, понадеялись, что бонанза будет длиться вечно, наверное. Теперь расплачиваются по лишним долгам, но это уже другая история.
Так что же, сейчас опять ошибаются? Кто-то, безусловно, да — сужу по иногда совершенно диким вопросам и способам "спасения денег", которые слышу от знакомых или вижу в соцсетях. Однако, подозреваю, большинство клиентов дорогих автосалонов ведут себя совершенно рационально. Просто это не те люди, которым грозит сокращение или падение доходов. Это другие люди, они уверены и в завтрашнем дне, и в послезавтрашнем. Чиновников и госкомпаний в России много, и, похоже, они уверены: их благосостоянию ничего не угрожает.