"Нужна пропаганда вакцинопрофилактики на государственном уровне"

Экспертиза

АЛОЙЗИЙ ПУНГАРШЕК, генеральный директор НПО "Петровакс Фарм", одной из самых успешных отечественных фармкомпаний, убежден, что сотрудничество с крупнейшими мировыми производителями препаратов и вакцин крайне важно для расширения Национального календаря профилактических прививок и освоения новых технологий.

Алойзий Пунгаршек отмечает, что, даже несмотря на многолетний опыт и традиции производства качественных препаратов, компании нужно было время, чтобы обучить сотрудников работать в соответствии с требованиями GMP

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

— Российский рынок бесплатной вакцинации в 2014 году вырос более чем в полтора раза. Складывается привлекательный рынок?

— Рынок вакцин — один из самых привлекательных и быстро развивающихся сегментов мирового фармацевтического рынка, в том числе российского. Национальный календарь профилактических прививок в России расширяется, продолжается его гармонизация с лучшими мировыми программами вакцинопрофилактики. А это значит, что потребуются дополнительные ресурсы для развития иммунобиологической промышленности: сильная научно-исследовательская база для разработки и создания новых вакцин, а также высокотехнологичное производство в соответствии со стандартами GMP.

Перспективы развития иммунобиологического производства вакцин напрямую связаны с созданием административных и экономических условий, направленных на стимулирование и развитие государственно-частного партнерства. Сейчас на разных государственных уровнях рассматриваются вопросы о развитии иммунобиологической промышленности, государственной поддержке отечественного производства иммунобиологических лекарств. Наша компания со своим гигантским опытом в иммунобиологии сможет максимально приблизить перспективные научные разработки к практическому здравоохранению.

— Можно вас поздравить! В сентябре 2014 года "Петровакс Фарм" подтвердила высокое качество производимых вакцин на соответствие международным стандартам GMP.

— Наш производственно-складской комплекс в Подольском районе — это уникальное биотехнологическое предприятие, которое изначально было спроектировано и построено в соответствии с GMP. Но стандарты GMP — это не просто блестящие чистотой цеха, это философия особой производственной культуры. У нас многолетний опыт производства иммунобиологических препаратов по международным стандартам GMP. Но и нам потребовалось время, чтобы обучить сотрудников работать в соответствии с мировыми требованиями надлежащей производственной практики.

Конечно, пока нельзя сказать, что в России все иммунобиологические предприятия соответствуют требованиям GMP, но многие компании инвестируют в строительство и модернизацию производств.

— Какие возможности появились у компании после приобретения компанией Владимира Потанина, владельца и основателя группы "Интеррос", контрольной доли "Петровакс Фарм" в 2014 году?

— Мы получили в первую очередь возможность развивать фундаментальные научные исследования, создавать новые инновационные препараты, участвовать в международных проектах. Сейчас в фокусе нашего внимания — укрепление команды, поддержка образовательных проектов, внедрение современных методов обучения персонала. Также мы активно развиваем производство, инвестируем в строительство новых линий, совершенствуем системы качества в соответствии с международными стандартами GMP.

— Национальный календарь прививок РФ довольно консервативен и редко меняется. С 2014 года календарь пополнился вакциной против пневмококковой инфекции. И в этой связи еще одна ваша победа: компания выиграла тендер в 4 млрд руб. на поставку этой вакцины.

— Мы реализовали в рамках нашего партнерства с компанией Pfizer проект по локальному производству 13-валентной пневмококковой вакцины и участвовали в аукционе Минздрава без посредников, как российский производитель. Эта вакцина является самым совершенным продуктом среди конъюгированных пневмококковых вакцин и охватывает максимальное количество актуальных серотипов, в том числе распространенных на территории России.

— Выпуск иммунобиологического продукта подобного класса — один из наиболее сложных биотехнологических процессов в фармацевтике. "Петровакс Фарм" — первое российское предприятие, реализовавшее трансфер технологий производства полного цикла готовой лекарственной формы такой категории сложности.

— Сотрудничество с мировыми лидерами крайне важно для развития отечественной фармпромышленности. Получение мирового опыта производства высокотехнологичных лекарств, развитие совместных R&D-проектов позволяет производить высококачественные лекарственные продукты на локальных предприятиях, создает предпосылки для создания собственных высокоэффективных препаратов.

Но бизнесу интересно и создавать новые российские вакцины. Войдя в группу компаний Владимира Потанина, мы получили реальную инвестиционную поддержку проекта по созданию собственными силами самой современной, не имеющей аналогов квадривалентной вакцины против гриппа, рекомендованной ВОЗ, и сейчас работаем в этом направлении. В данном проекте производство субстанций и готовой лекарственной формы будет осуществляться в России.

— Как вы оцениваете возможность вхождения фармацевтических компаний, ставящих перед собой задачи производить инновационные вакцины, которые в том числе являются комбинированными, в довольно устаревший российский Национальный календарь прививок?

— Комбинированные вакцины — это будущее иммунобиологического рынка. Мы считаем это направление крайне перспективным. Весь мир переходит к вакцинам такого класса, и Россия не исключение. Со стороны нашей компании также ведутся разработки в этой области.

— В развитых странах насчитывается от 15 до 17 позиций, показанных для вакцинации населения, в том числе пока не приводящаяся в нашей стране вакцинация против вируса папилломы человека и ротавирусной инфекции. Обсуждаете ли вы производство в России таких вакцин, которые пока не входят в Национальный календарь прививок?

— Мы стараемся идти в ногу со временем, занимаясь разработкой новых направлений в области вакцинопрофилактики. Сейчас для нас актуален вопрос производства вакцин против вируса папилломы человека и ротавирусной инфекции — проект по локализации этих двух вакцин уже находится на начальном этапе реализации.

— Ближайшие производственные планы у компании в России?

— В наших планах разработка и вывод новой противогриппозной квадривалентной вакцины, развитие собственного производства субстанций, локализация производства инновационных зарубежных вакцин, включая готовую лекарственную форму и производство антигенов.

К тому же мы занимаемся разработкой новых актуальных вакцин как в собственном научно-исследовательском центре, так и в сотрудничестве с ключевыми НИИ, работаем над выводом новых терапевтических препаратов, направленных на импортозамещение дорогостоящих лекарств. В настоящее время на различных этапах разработки находятся несколько инновационных продуктов компании. Уже в ближайшие два года мы планируем выпустить на рынок оригинальные препараты. Также в наших стратегических планах — локализация субстанций нескольких существующих иммунобиологических препаратов на собственных мощностях и в партнерстве с ведущими компаниями.

На сегодня мощность нашего завода, который заработал в 2008 году, составляет 80 млн шприцев и столько же флаконов и ампул в год. В 2013 году завершено строительство третьей и четвертой линий для производства субстанций, твердых и полутвердых форм лекарственных средств. В планах компании расширение производственных мощностей до пяти линий.

— Полный цикл иммунобиологического производства в России уникальных вакцин, значит, все-таки возможен?

— Мой ответ "да". Пример тому наша уникальная отечественная разработка — противогриппозные вакцины гриппол и гриппол плюс. Они закупаются государством с 2006 года в рамках Национального календаря прививок для массовой иммунизации всех слоев населения и являются основными гриппозными вакцинами в России: их доля на рынке составляет 90%. Важнейшей их особенностью является использование адъюванта, который повышает иммунный ответ и позволяет втрое снижать антигенную нагрузку. Данная технология уникальна и пока не имеет аналогов в мире.

— Как вы оцениваете уровень культуры вакцинации в России?

— Я назвал бы его средним. С одной стороны, у нас хороший охват прививками — более 90% населения. С другой, с 1990-х годов стало модным отказываться от вакцинации, тем самым проявляя свое право на демократию. К сожалению, процветает антивакцинальное лобби и многие родители стали доверять не профессиональным медикам, а негативным отзывам о вакцинопрофилактике в интернете, часто необоснованным и не доказанным с научной и клинической точек зрения. Поэтому, считаю, нужна пропаганда вакцинопрофилактики, поддержанная на государственном уровне.

— Вы были назначены главой компании три месяца назад. Какие приоритетные задачи перед вами стоят?

Моя основная задача — обеспечить динамичное развитие предприятия на основе формирования современного портфеля инновационных лекарств, который мог бы конкурировать на международном фармрынке. Я работаю в отрасли более 20 лет и надеюсь, что мои практические знания коммерческой деятельности и основных бизнес-процессов в фармкомпаниях помогут команде в реализации долгосрочных целей.

Записала Дарья Николаева

Вся лента