СШГЭС остановилась на последнем слове
Выслушав обвиняемых, суд удалился для вынесения приговора по делу об аварии на энергостанции
Вчера в саяногорском городском суде по делу об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС), в результате которой погибли 75 человек, с последним словом выступили подсудимые. Своей вины в случившемся бывшие топ-менеджеры станции не признали. Они настаивают, что причиной аварии стали ошибки в проектировании ГЭС и дефекты в поставленном оборудовании. Оглашение приговора по делу об аварии на станции должно состояться 23 декабря.
Процесс по делу об аварии на СШГЭС, длившийся с октября 2013 года, подошел к финалу. На вчерашнем заседании суд в течение часа слушал последнее слово обвиняемых, после чего удалился в совещательную комнату для вынесения приговора. Выступить решили все подсудимые. Никто из них виновным себя не признал.
Бывшим руководителям СШГЭС инкриминируется
ч. 3 ст. 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее смерть более двух лиц и причинение крупного ущерба»). Обвинения предъявлены семи топ-менеджерам станции: гендиректору Николаю Неволько и его первому заместителю, главному инженеру Андрею Митрофанову, заместителям главного инженера — по технической части Геннадию Никитенко и по эксплуатации Евгению Шерварли, начальнику службы мониторинга оборудования Александру Матвиенко, ведущему инженеру по наладке и испытаниям службы мониторинга Владимиру Белобородову и ведущему инженеру участка Александру Клюкачу. Согласно выводам следствия, авария стала результатом того, что обвиняемые «по небрежности в течение длительного времени допускали работу гидроагрегата №2 в неудовлетворительном вибрационном состоянии». В итоге 17 октября 2009 года произошло разрушение крепления крышки турбины, что привело к ее отрыву. Следствием аварии на СШГЭС стало разрушение девяти из десяти гидроагрегатов станции. Погибли 75 человек.
«У комиссии Ростехнадзора истекали все назначенные сроки в поисках причины произошедшего, и, как говорил красноярский губернатор Александр Лебедь, если виновных не находят — их назначают. И назначили — эксплуатационный персонал», — заявил, открывая выступления подсудимых, Владимир Белобородов. По его словам, выводы комиссии о причинах аварии, легшие в основу обвинительного заключения, основываются на данных неисправного датчика радиальной вибрации. Который, как утверждает Александр Клюкач, даже при остановленном гидроагрегате показывал вибрацию 160 микрон, что уже считается серьезным отклонением от нормы. При этом подсудимые утверждают, что комиссия совершила подлог доказательств, поскольку причиной разрушения шпилек и отрыва крышки гидроагрегата была не радиальная, а вертикальная вибрация, но «в показаниях этих датчиков отклонений вибрации не зафиксировано». «Никто из находившихся в машинном зале людей, проходящих свидетелями по делу, не чувствовал никакой аномальной вибрации, все это есть в свидетельских показаниях», — настаивал в своем последнем слове Николай Неволько.
Обвиняемые заявляют, что реальные причины аварии на СШГЭС до сих пор не выяснены, а значит, есть серьезная угроза повторения случившегося в будущем на других объектах гидроэнергетики. Наиболее близкой к действительности, на их взгляд, является версия, связанная с несовершенством и некачественным исполнением оборудования СШГЭС и недостатками проектных решений, примененных на ней. В частности, указывалось, что гидротурбины станции уже в первые годы эксплуатации показали низкую надежность в своем первоначальном исполнении. Ряд использованных в них технических решений, по оценкам экспертов, выступавших в суде, в ходе эксплуатации показали свою ошибочность и ненадежность. Авария, таким образом, убеждены подсудимые, является следствием «непрогнозируемого стечения обстоятельств».
Оглашение приговора по делу об аварии на СШГЭС должно состояться 23 декабря.