Вертолеты готовят к посадке

Московская область может предложить инвесторам 60-80 площадок

Правительство Московской области планирует создать на территории региона 60-80 вертолетных площадок. Инвесторам будут предложены земельные участки в обмен на ряд социальных обременений. Основных претендентов на строительство вертолетных центров пока двое: компания "Хелипорты России" риэлторской группы НДВ Александра Хрусталева и "Аэросоюз". На проект может потребоваться до $250 млн.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

О том, что правительство Московской области намерено разработать комплексную программу размещения вертолетных площадок, "Ъ" рассказал первый замминистра инвестиций и инноваций регионального правительства Вадим Хромов. По его словам, до конца 2015 года планируется найти 60-80 площадок для строительства аэродромов, которые будут выставлены на торги лотами по 10-20 участков. Минимальный срок, за который может быть проведена работа по поиску и снятию обременений с земли, составит шесть месяцев. Участки достанутся инвесторам за символическую плату, взамен областное правительство рассчитывает определить для каждого из них социальные обременения, например обеспечение нужд больниц, уточняет господин Хромов.

По его словам, за основу будет принята концепция, разработанная "НДВ групп" (входит в группу НДВ, основной владелец — Александр Хрусталев). Это предложение ранее было одобрено на заседании межведомственной рабочей группы по согласованию инвестпроектов, уточняют в министерстве инвестиций и инноваций. Группа предлагала строительство в Московской области 62 вертолетных площадок до 2019 года, следует из подготовленной презентации. По замыслу НДВ 15 из них будут работать на МКАД (из них 10 — заправочные комплексы, а 5 — обычные площадки), 14 — в исторических центрах, 4 — в качестве спортивных пунктов, 19 — около деловых центров, 9 — рядом с больницами, 1 площадка станет аэродромом для больших вертолетов и маленьких самолетов. Общий парк вертолетных центров должен составить около 300 машин. Суммарный объем инвестиций в проект, по оценкам компании, достигнет 9,98 млрд руб. ($193 млн, то есть $3,1 млн на объект) — эти вложения планируется окупить за семь лет. Соответственно, если будут реализованы все 80 участков, которые предлагает Московская область, на проект может потребоваться до $250 млн.

Как сообщил "Ъ" Александр Хрусталев, у проекта могут появиться соинвесторы, но пока компания планирует заняться строительством вертолетных центров самостоятельно. Согласно концепции НДВ, для обычного аэродрома понадобится участок площадью 1,5-2 га, для самого крупного — 15-20 га. Сейчас в портфеле НДВ уже есть компания "Хелипорты России", которая занимается строительством и эксплуатацией трех вертолетных площадок: на Новорижском шоссе, в Истре и Ульяновске.

НДВ не единственный претендент на строительство вертолетных площадок в Московской области. Ранее аналогичные планы озвучивала компания "Аэросоюз" — бывший партнер господина Хрусталева по "Хелипортам России". Компания уже анонсировала строительство восьми вертолетных площадок на МКАД, в каждую из которых планировала инвестировать $2 млн. В общей сложности "Аэросоюз" планировал создание 40-50 центров в Подмосковье (см. "Ъ" от 12 марта). Директор по развитию "Аэросоюза" Денис Евцихевич говорит, что сейчас ведутся переговоры о застройке трех площадок в Московской области (каких именно, он не уточняет). По словам господина Хромова, на льготной основе участки компании пока не предоставлялись. По всей видимости, "Аэросоюз" реализует свои проекты на частных землях, уточняет он.

Гендиректор третьего крупного оператора вертолетных площадок в Москве, компании "Русские вертолетные системы" (в портфеле две площадки в Москве и одна на МКАД), Алексей Зайцев заявил "Ъ", что его компания пока не рассматривала вариант массового строительства объектов в Московской области.

Проблем со спросом на вертолетные перевозки в Московской области нет, считает глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Там достаточно элитных поселков, яхт- и гольф-клубов, дополнительный спрос обеспечивают больницы и телекомпании, рассуждает он. Главной проблемой для окупаемости проекта может стать удорожание валют, так как вертолеты покупаются за доллары.

Александра Мерцалова

Вся лента