Крупный бизнес тратит на взятки треть прибыли
Мониторинг / коррупция
Средний размер взятки высокопоставленному чиновнику при крупных сделках на международном уровне составляет 10,9% от суммы контракта или 34,5% от полученного дохода, подсчитали эксперты Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) в рамках исследования состояния коррупции в международном бизнесе. Всего было проанализировано 427 кейсов в 24 странах (включая Россию) с суммой взяток на $3,1 млрд. Представленный доклад стал первым с момента вступления в силу в 1999 году Конвенции по борьбе с международной коррупцией (документ ратифицировали все страны ОЭСР, а также среди прочих РФ, Бразилия, Южная Африка — всего 41 страна).
В двух из трех случаев основной целью взятки являлось получение доступа к госзаказу, в 12% случаев целью подкупа было облегчение таможенных процедур. Соответственно, чаще всего подобные предложения принимали представители госкомпаний (27%) и таможни (11%). Менее популярны у взяткодателей чиновники систем здравоохранения (7%) и силовых ведомств (6%). Примерно в половине случаев подкупа было задействовано высшее руководство госкомпаний и ведомств, в 12% — непосредственно их главы. Со стороны "дающих" за непосредственное проведение подкупа в 30% случаев отвечали агенты (брокеры, дистрибуторы), в 40% — дочерние компании, зарегистрированные в офшорах (а также фирмы-однодневки, аффилированные с коррумпированными чиновниками). В отраслевом разрезе больше всего взяток предлагают в добыче (19%), строительстве и транспорте (по 15%), в секторе телекоммуникаций (10%). Страны с высоким уровнем жизни исключением в сфере мздоимства не являются — на них пришлось 40% предложений о взятке.
К разоблачению фактов коррупции в большинстве случаев привело сообщение одной из задействованных сторон (в 31% случаев этому способствовал внутренний аудит, в 28% — проверки при подготовке сделок слияния и поглощения). Учитывая усложняющийся характер схем, их распутывание занимает все больше времени — средний срок расследования фактов коррупции увеличился с двух лет в 1999 году до семи в 2013-м, фиксирует ОЭСР. Отдельных данных по странам в докладе нет, России по итогам мониторинга состояния борьбы с коррупцией еще в 2013 году было рекомендовано "уделять больше внимания зарубежным операциям компаний и физлиц, учитывать непрямых бенефициаров сделок, а также ввести в госструктурах превентивные меры борьбы с коррупцией".