Телевидение по требованию

Тенденции

По данным аналитиков, год от года количество абонентов платного телевидения в России растет, а цифровое ТВ постепенно замещает аналоговое. Каждый второй проданный в стране телевизор оснащен устройством, позволяющим выходить в интернет и просматривать видеоконтент из сети. При этом меньше половины россиян, купивших smart-телевизор, используют его для формирования собственного видеоконтента. Аналитики прогнозируют, что переход от традиционного просмотра к выбору телепрограмм и фильмов по запросу будет не очень быстрым.

Участники рынка прогнозируют, что в ближайшие несколько лет россияне оценят преимущества самостоятельного формирования видеоконтента

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

По подсчетам экспертов аналитического агентства «ТМТ консалтинг», за третий квартал 2014 года операторы, предоставляющие услуги платного телевидения в России, заработали 14,5 млн руб. К сентябрю текущего года число абонентов платного ТВ достигло 37,2 млн, что почти на 4 млн выше аналогичного периода 2013 года. 50% из них — подписчики двух крупнейших операторов в России: спутникового «Триколор ТВ» и универсального оператора связи «Ростелеком», еще 25% предпочитают услуги других пяти крупных операторов, сообщает «ТМТ консалтинг».

Эксперты указывают, что структура рынка неуклонно меняется в сторону преобладания цифрового телевидения. Только за последний год его доля в общем объеме услуг платного ТВ выросла на 5% до 58%. По состоянию на сентябрь в России насчитывалось 21,5 млн абонентов цифрового телевидения.

Между тем за этот же период число подписчиков аналогового ТВ сократилось на 0,25 млн абонентов. На основании этих цифр аналитики приходят к выводу: россияне все чаще выбирают услугу, характеризующуюся не только большим числом каналов, но и наличием дополнительных сервисов: видео по запросу, запись, возврат эфира, возможность просмотра контента в HD-качестве.

«Охват населения России телевидением превышает 97%. В то же время, по данным TNS, только 76% населения смотрят телевизор ежедневно. Миграция зрителей происходит как в виде оттока в интернет, так и в виде перетока от федеральных эфирных каналов к тематическим»,— рассказывает руководитель ТВ- и медиапроектов консалтингового агентства J’son & Partners Сonsulting Александр Гадалов. По его словам, видеосмотрящая аудитория cети интернет растет очень активно — только за первое полугодие этот показатель увеличился на 45%. Так же, по оценкам эксперта, рынок ОТТ-видеосервисов (over-the-top — обеспечение доступа к сервису видео) по запросу через интернет-подключение в 2014 году может увеличиться на 70% по сравнению с 2013-м. «При этом платные сервисы, предоставляющие возможность смотреть онлайн-фильмы и сериалы, такие как Okko или Amediateka, развиваются существенно быстрее, чем те, что предоставляют такие же услуги бесплатно, но зарабатывают на рекламе, которая прерывает видеопоказ. Поэтому доля первых в 2014 году может увеличиться до 29%, а общий объем аудитории, готовой платить за видео по запросу, уже оценивается в 2 млн уникальных пользователей»,— говорит Александр Гадалов.

Аналог — цифре

По информации «Viasat Россия», в 2014 году в стране будет продано около 6,6 млн штук телевизоров с функцией smart-TV — примерно 50% от общего объема продаж. Однако, как отмечает директор по рекламным продажам и исследованиям «Viasat Россия» Дмитрий Колесов со ссылкой на данные аналитического центра «Видео интернешнл», 45% купленных smart-TV в России не подключены к интернету. «Согласно данным социологических опросов, проведенных TNS, на это есть несколько причин. Либо люди не знают о такой возможности, либо не заинтересованы в подключении телевизора к интернету, не хотят, чтобы по дому болталось множество проводов, или же ссылаются на то, что роутеры мало распространены. Телевизор покупается по рекомендации специалистов в магазине и происходит это примерно так: „Какой купить?” — „Возьмите этот, он хороший”. Кроме того, далеко не все россияне готовы платить за телевидение в стране, где оно все время было бесплатным»,— поясняет господин Колесов.

При этом, даже заплатив оператору за услуги цифрового телевидения, 66% жителей страны, купивших smart-TV, продолжают потреблять контент линейно: смотрят тот набор каналов, который предоставляет оператор, с фиксированной сеткой вещания, говорит Дмитрий Колесов. Этот факт подтверждают и операторы.

К примеру, абонентская база платного телевидения от «Ростелекома» в Нижегородской области за 2013 год выросла с 42 тыс. абонентов до 74 тыс., а к 1 июня достигла уже 84 тыс. И, как отмечают в компании, традиционное линейное телесмотрение остается доминирующим форматом потребления видеоконтента. «Большинство абонентов выбирают один пакет телеканалов, около 8 тыс. абонентов смотрят два пакета телеканалов, около 2,5 тыс. абонентов заказывают три и более пакета»,— объяснили в «Ростелекоме».

В МТС в Поволжье точного количества абонентов платного телевидения в регионе не назвали, но отметили, что за девять месяцев 2014 года число телезрителей у оператора увеличилось вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «При этом доля тех, кто смотрит цифровое ТВ, выросла на четверть и достигла 41% от всех подписчиков телевидения от МТС в Поволжье. Причем среди лидеров по темпам прироста абонентской базы цифрового ТВ в годовом исчислении стали Нижегородская область и Республика Удмуртия, где количество клиентов увеличилось в два с половиной раза. Второе место по данному показателю разделили Саратовская, Кировская и Пензен­ская области»,— рассказал коммерческий директор фиксированного бизнеса МТС в Поволжье Антон Назаровский. Как отмечают в компании, в 2014 году нижегородцы стали активнее подключать дополнительные пакеты каналов, самостоятельно формируя свой видеоконтент. Так, за год число подписчиков доппакетов цифрового ТВ выросло в два с половиной раза. «Самыми востребованными у абонентов МТС стали фильмовые, детские, познавательные и спортивные пакеты каналов»,— подчеркнул господин Назаровский.

Оператор «Дом.ru» предоставляет услуги кабельного аналогового и цифрового телевидения в Нижнем Новгороде и Дзержинске 120 тыс. абонентов. В компании говорят, что большинство нижегородцев отдают предпочтение цифровому стандарту, который постепенно вытесняет аналоговый. «Культура потребления контента трансформируется, все большее число пользователей хотят сделать телепросмотр более индивидуальным и максимально удобным, потреблять видеоконтент с мобильных устройств и тогда, когда хочется. Современное телевидение не ограничивается одной лишь картинкой, пусть и в формате высокой четкости, а представляет собой симбиоз ТВ и интернета. Оно становится управляемым, интерактивным и индивидуальным. У зрителя появляются новые потребности, которые обычный телевизор удовлетворить не может»,— считает директор филиала «Дом.ru» в Нижнем Новгороде Олег Драчук. Но в то же время, отмечает он, интерес к классическому линейному телесмотрению не потеряет своей актуальности ближайшие пять лет, и прежде всего у пользователей средней и старшей возраст­ной категории, для которых телевизор остается центральным устройством потребления видеоконтента.

Нелинейные перспективы

По прогнозам специалистов «Дом.ru», наиболее востребованными со временем станут две функции цифрового ТВ: catch up, которая дает возможность смотреть программы или фильмы после эфира, и мульти­скрин, позволяющий потреблять телеконтент с того устройства, которое сейчас под рукой (смартфона, планшета или компьютера).

В МТС уверены, что нелинейное телесмотрение — выбор телепрограмм и фильмов по запросу — имеет большие перспективы как в регионе, так и в целом по России. Поэтому оператор в партнерстве с ОАО «Система масс-медиа» (входит в АФК «Система», контролирующую МТС) сделали ставку на спутниковое телевидение, которое запустили под брендом МТС в ноябре 2014 года.

«Ростелеком» также прогнозирует рост нелинейного телесмотрения и связывает его с постепенным «разворотом пользователей в сторону потребления лицензионного контента».

Аналитики оценивают перспективы нелинейного телесмотрения в России не столь однозначно. «Безусловной тенденцией является активное развитие устройств, которые позволяют в любом месте, в любое удобное время смотреть то, что хочется самому зрителю. Уже сейчас на опыте наших зарубежных коллег можно сказать, что мультиэкранность приведет к увеличению медиапотребления как такового, при этом было бы неправильно рассматривать этот процесс как полноценное переключение зрителей с традиционного линейного смотрения ТВ»,— говорят в TNS. При этом, по мнению экспертов, процесс развития нелинейной формы просмотра ТВ будет небыстрым и неоднородным, а говорить об отказе от традиционной формы телепросмотра, учитывая опыт европейских стран, было бы и вовсе неправильно.

J’son & Partners Consulting также прогнозирует, что вытеснения линейного телесмотрения нелинейным не произойдет. «Скорее всего, параллельно будут использоваться различные способы потребления видео, произойдет объединение возможностей видео­трансляции и использования различных уст­ройств в интересах потребителя. То есть телезрители получат возможность смотреть видео традиционным способом или выбирать его по запросу, не привязываясь к какому-то определенному устройству. Некоторые сервисы и операторы уже начали работать по такой модели»,— заключает Александр Гадалов.

Александра Викулова

Вся лента