БРИЛЛИАНТЫ ЕГО КОРОЛЕВСТВА

ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА О GRAFF

В этом году на Базельской ювелирно-часовой выставке одним грандиозным экспозиционным пространством стало больше. Речь идет об огромном стенде британской ювелирной марки Graff, которая "делегировала" на BaselWorld-2014 не только часы своего специализированного швейцарского подразделения Graff Montres, но еще и выставку уникальных драгоценностей.

Базельская экспозиция рассказала всем о многих гранях таланта Лоуренса Граффа, признанного британского мэтра в изготовлении классических ювелирных вещей (а с конца 2000-х еще и часов). Лоуренс Графф родился и вырос в Лондоне, его отец был родом с Украины, а мать — из Румынии. 76-летний Графф до сих пор любит вспоминать о "гречневой каше", которую готовил ему в детстве эмигрировавший из Киева после революции папа, державший в Лондоне лавку сладостей. В возрасте 15 лет Графф поступил работать подмастерьем в одну из мастерских старинного "ювелирного" квартала Лондона Hatton Garden: его специализацией стала починка сломанных колец и изготовление небольших ювелирных булавок. Свингующий Лондон 1960-х, этот революционный мегаполис рок-н-ролла и молодежной моды (символ ее — мини-юбка Мэри Квант) — такова эпоха, в которой Лоуренсу Граффу пришлось начинать карьеру классического ювелира.

В 1962 году в Лондоне открылись сразу два (правда, маленьких) магазина Граффа. Впрочем, в столице Соединенного Королевства тогда не слишком-то обращали внимание на "истинные капиталистические ценности", и Графф отправился в Азию. В 1966-м он обустроил первый ювелирный бутик в Сингапуре, и в этом же году ювелир налаживает связи с султаном Брунея. Графф бывал в заморском султанате столь часто, что обзавелся там парком великих британских болидов (с султаном ювелира связывали не только дружба, но и общее хобби — игра в поло).

Лоуренс Графф сделал ставку на так называемые новые рынки: в 1973-м году разразился нефтяной кризис, который позволил мгновенно разбогатеть странам Персидского залива. Многие из нуворишей устремились в Лондон, где в центре города в 1974 году открылся большой магазин Graff Diamonds. Годом ранее Елизавета II наградила ювелира Национальной премией за заслуги в деле индустрии и экспорта.

Основные клиенты Graff Diamonds в 1970-х годах — это богатейшие саудиты, как раз с них и начинается особенная эра Граффа — "эпоха нереально огромных камней" (первым из таких становится белый 14-каратный бриллиант, купленный в Harrods саудовским принцем Турки II бен Абдул-Азизом Аль-Саудом).

В начале 1980-х Графф открывает магазины в Гонконге и Маниле (все торговые премьеры Graff Diamonds непременно начинались с бриллиантовой экспозиции). В 1982-м Лоуренс Графф устанавливает своеобразный аукционный рекорд: он покупает на Christie's за $726 тыс. исторический бриллиант "Император Максимилиан" (41,94 карата). Как и положено уникальному большому алмазу, "Император Максимилиан" окружен легендой: бриллиант обнаружили в Бразилии в 1860 году. В 1863-м его приобрел брат австрийского монарха Франца-Иосифа Фердинанд Максимилиан I Иосиф фон Габсбург, назначенный европейскими правителями (Францем-Иосифом и Наполеоном III) императором Мексики. Легенда гласит, что во время бунта и последовавшего за ним расстрела несчастного императора на его шее (в специальном мешочке) был спрятан тот самый гигантский алмаз. После аукционной сделки этот камень находился в персональной коллекции Лоуренса Граффа, в начале 2010 года было принято решение сделать с этим камнем платиновое кольцо: драгоценность была выкуплена у Граффа в апреле того же года на Christie's анонимным покупателем за $1 762 500.

История с гигантским историческим бриллиантом весьма показательна для ювелирного почерка Лоуренса Граффа. Его, как он сам неоднократно подчеркивал, "никогда не интересовал ювелирный дизайн". "Если у вас нет хороших камней, бессмысленно делать ювелирное украшение. Дизайн меня волнует в самую последнюю очередь",— повторял ювелир, открывший на лондонской Нью-Бонд-стрит флагманский магазин и ювелирное ателье. Действительно, классические драгоценности Graff Diamonds подчеркнуто простые в конструкции, абстрактные, лишенные сюжета. Это безумно дорогие, но никогда не кричащие об этом фамильные вещи, в которые публика вкладывают деньги. Впрочем, со временем Лоуренс Графф (увлекшийся в начале 2000-х коллекционированием произведений современного искусства) несколько смягчил позицию: под маркой Graff стали выходить флористические и анималистические драгоценности. Художники британской марки используют цветочные мотивы, драгоценные детали в форме бабочек, а также классические французские бриллиантовые арабески.

В 1998 году Графф делает еще один важный шаг в своей экспансии на рынок алмазов: он приобретает 51% в добывающей компании South African Diamond Corp. (Safdico). Штаб-квартира, а также часть гранильных мастерских Safdico находятся в Diamonds Centre, на главной улице Йоханнесбурга. Компания Safdico оперирует алмазными шахтами (включая легендарную шахту Куллиан, что рядом с Преторией) в ЮАР, а также в соседней Ботсване (в этой маленькой африканской стране Графф построил несколько гранильных фабрик). В Safdico трудятся 370 гранильщиков (основные мастерские — в ЮАР, Ботсване и на Маврикии), а самые лучшие камни отправляются в Антверпен и Нью-Йорк. Сам Графф, а также вступивший в управление семейным бизнесом его сын Франсуа навещают копи и офис в Йоханнесбурге не менее четырех раз в год.

Близость к африканским алмазным шахтам позволяет Лоуренсу Граффу быстрее других компаний реагировать на появление уникальных больших драгоценных камней. Так, например, именно Граффу достался уникальный сет "Надежда Лесото", созданный из алмазного гиганта (603 карата), найденного в октябре 2006 года в шахте "Летсенг" в горах африканского королевства Лесото. Огранкой камней (весь процесс занял около года) занималась команда из 35 человек непосредственно на гранильной мануфактуре в Лесото. Сет "Надежда Лесото" включал в себя 26 бриллиантов категории D общим весом в 223,35 карата и стоимостью в $50 млн.

Ювелир Графф, построивший свое собственное драгоценное королевство, вошел в историю мирового ювелирного искусства. Во-первых, он ввел в моду огромные драгоценные камни от 5 карат и выше, которые не утаивались в сейфах (как это было прежде), а, напротив, "выгуливались" в свете. Во-вторых, Графф сделал очень популярными цветные, фантазийные бриллианты, в первую очередь различных оттенков желтого цвета. И, в-третьих, он ввел в обиход новый тип драгоценного украшения, в котором главную роль играют именно камни и их характеристики, а вовсе не фантазии ювелирного художника. По словам самого Граффа, опытного гранильщика он всегда предпочтет прославленному дизайнеру. Это личное мнение Граффа, но вся история и успех его дома показывают, что в этом с ним согласны многие богатейшие люди планеты.

В их числе и русские почитатели таланта мастера: у Graff, разумеется, есть магазины и в Москве. Вечеринки по их открытию, презентации коллекций, визиты самого основателя компании неизменно собирают заслуженную публику Москвы. Именно такая — опытная, красивая, образованная в сфере ювелирного искусства — и составляет круг поклонников британской компании, которая много лет остается флагманом в искусстве собирания камней и изготовления блистательных украшений.

Вся лента