Тест на безопасность
Проверочная работа
При выборе жилья богатые люди такой критерий, как безопасность, ставят во главу угла. Автор "Дома" вместе с экспертом компании "Цезарь Сателлит" проверили несколько элитных новостроек и выяснили, что безопасность жильцов во многих люксовых комплексах Москвы — дело рук самих жильцов.
Организовать затор
Припарковав Opel Antara во дворе старой пятиэтажки на улице Усачева, мы направляемся в офис продаж компании "Реставрация Н" выбирать квартиру стоимостью несколько миллионов долларов.
— Давай только решим, откуда я приехал? — спрашивает меня Олег.
— Скорее всего, спрашивать никто не будет, но давай, конечно. Может из Якутии? Там алмазы,— предложил я.
— Банально. Лучше из Брянска, был там недавно: скучный городок, но благодаря нефтепроводу довольно много богатых людей.
Я соглашаюсь. Пусть будет родом из Брянска, если ему нравится. Вообще Олег Чирлин руководит отделом продаж охраны объектов недвижимости компании "Цезарь Сателлит". Но сегодня по легенде, придуманной нами, чтобы понять, как обстоят дела с безопасностью элитных жилых комплексов в Москве, он представляет службу охраны регионального миллионера, который решил купить квартиру в столице. Выдуманный нами брянский олигарх очень боится покушения и в преддверии своего приезда отправил одного из личных охранников осмотреть элитные новостройки Москвы с точки зрения безопасности.
Первый проект, который мы решили осмотреть,— элитный жилой квартал Knightsbridge Private park. Задержавшись перед входом в офис продаж, Олег Чирлин замечает, что киллеру для покушения лучшей базы, чем жилье в пятиэтажках, не найти. Снять квартиру там можно относительно недорого, проверять съемщиков никто не будет, а окна пятиэтажек расположены прямо напротив двух корпусов элитного дома. Но выявив очаг опасности, мы с господином Чирлиным сразу лишили потенциального киллера возможности организовать покушение на брянского олигарха, сняв квартиру в пятиэтажке. Выдуманному шефу Олега мы выбрали квартиру за $5,4 млн, все окна которой выходят во внутренний двор жилого комплекса. Кроме того, заметила менеджер по продажам Мадина Разикбаева, во всех окнах проекта Knightsbridge Private park установлены бронированные стекла. В квартирах установлены стекла класса B3 толщиной 36 мм — такие способны защитить от выстрелов из автомата Калашникова. А в окнах таунхаусов — стекла класса В6. Толщина последних составляет 56 мм, а защитить они могут даже от пули, выпущенной из снайперской винтовки Драгунова калибра 7,62 мм.
Забегая вперед, замечу, что в двух остальных осмотренных нами в тот день проектах стекла в окнах были простые, небронированные. Более того, по словам руководителя блока элитной недвижимости "БЕСТ-Новострой" Оксаны Дивеевой, других комплексов, в окнах квартир которых установлены бронированные стекла, на московском рынке элитных новостроек просто нет.
Впрочем, минусы безопасности в Knightsbridge Private park тоже обнаружились. Во-первых, из подземного гаража есть только один выезд, который выходит на довольно узкую улицу. "А следовательно, злоумышленник может искусственно создать там затор,— рассуждает Олег Чирлин, вполне вжившийся в роль личного охранника.— И затем напасть на стоящую в пробке машину". Еще один недостаток комплекса с точки зрения безопасности жильцов, по мнению эксперта, заключается в том, что в нем есть инфраструктурные объекты с большой проходимостью посторонних людей — кафе, спортзал, бассейн. "На территорию комплекса, конечно, чужие пройти не могут, но жилец в любом из этих мест может столкнуться со злоумышленником",— объяснил он свои опасения.
Миллионер на ладони
Чтобы найти свободное место для автомобиля в окрестностях жилого комплекса "Литератор", нам пришлось сделать пару кругов по кварталу. "Неужели, покупая элитную квартиру, приходится так мучиться? — сетовал Олег.— Да, непростая жизнь у миллионеров". Рядом с нами на высоком бордюре пытался припарковаться седан Jaguar XF стоимостью около 2 млн руб.
В офисе продаж компании "Система-Галс" полно народу. С менеджером Натальей мы беседуем, стоя у макета "Литератора", а в метре от нас в ожидании своей очереди сидят другие потенциальные покупатели. Останавливаемся на квартире площадью 155 кв. м стоимостью 93 млн руб. "О, ребят! Похоже, к одной и той же квартире присматриваемся, может, сразу торги устроим?" — хохочет один из зрителей, прислушивающихся к нашему разговору. Мы, естественно, отказываемся. В общем, посмотрев со стороны, ни за что не догадаешься, что здесь продают квартиры стоимостью свыше $2 млн.
По мнению Олега, главный плюс "Литератора" с точки зрения безопасности жильцов заключается в том, что у проекта несколько выездов с подземного паркинга: разделенные въезд и выезд на улицу Льва Толстого и совмещенный — на улицу Россолимо. Кроме того, Наталья, единственный из троих менеджеров по продажам, с кем мы беседовали в тот день, смогла ответить на вопрос о количестве видеокамер, которые будут установлены на территории жилого комплекса. По ее словам, в комплексе будет 300 внутренних и наружных точек видеонаблюдения.
Теперь о минусах. Во-первых, заметил Олег Чирлин, в окружении "Литератора" много зданий, которые выше его. Стоит учесть, что в "Литераторе" много квартир с выходом на эксплуатируемую кровлю. А с высоких зданий эти объекты видно как на ладони. Во-вторых, как и в Knightsbridge Private park, много инфраструктурных объектов, куда имеют доступ люди с улицы. Это и бассейн, и СПА-салон, и супермаркет "Азбука вкуса" и многие другие объекты инфраструктуры элитного квартала.
Дождаться школьника
При осмотре проекта "Полянка, 44" нам дали возможность припарковаться на стоянке, расположенной на территории будущего жилого комплекса. При этом на территорию мы въехали беспрепятственно — создавалось впечатление, что охранники открывают шлагбаум всем приближающимся машинам. Это Олег и поспешил заметить менеджеру по продажам группы ПСН Дарине Васильевой. "Они просто были предупреждены о том, что вы едете,— твердо заметила последняя.— Хотите, проведем эксперимент?!" Мы отказались: слишком уверена менеджер была в охранниках.
Жилой комплекс "Полянка, 44", по мнению Олега, был самым безопасным из осмотренных нами проектов. Во-первых, он имел два выезда: основной и пожарный — на 2-й и 1-й Спасоналивковские переулки соответственно. Во-вторых, входы были расположены в торцах зданий, а рядом с территорией проекта было всего два высоких здания, откуда можно вести наблюдения за жильцами. В-третьих, хоть в этом жилом комплексе и предусмотрены инфраструктурные объекты, куда могут попасть люди с улицы, они ориентированы исключительно на богатую аудиторию и имеют невысокую проходимость. В частности, здесь будет расположен винный клуб, а также сервис по чистке и ремонту элитных сумок. Детский сад рассчитан только на жильцов комплекса — всего 56 мест. Также, заметила Дарина Васильева, потенциальных покупателей тщательно проверяют. Менеджеры двух предыдущих проектов ни словом не упоминали о фейс-контроле.
Правда, когда речь заходит о проходе на территорию комплекса, выясняется, что жители будут попадать на территорию, имея RFID-чипы. С точки зрения безопасности, по сути, эта система работает почти так же, как электронные ключи, которыми при входе в подъезд пользуются жители обычных многоквартирных домов экономкласса. Для сравнения: жители и гости проектов "Литератор" и Knightsbridge Private park будут попадать на территорию через посты охраны. "Получается, что любой злоумышленник может дождаться, например, школьника и вслед за ним пройти на территорию вроде как за компанию?" — спрашивает Олег. Лицо менеджера по продажам становится серьезным, она делает пометки себе в блокнот. "Спасибо, мы об этом как-то не подумали",— отвечает она. Еще один минус проекта с точки зрения личной безопасности жильцов состоит в том, что на каждый этаж есть три входа: два для жильцов, а третий — через камеру для сбора мусора — для обслуживающего персонала. Тут такой парадокс, объясняет Олег Чирлин: с точки зрения безопасности лучше, чтобы автомобильных выездов больше, а проходов к квартире — меньше.
Тем не менее в конце концов мы решаем, что нашему брянскому миллионеру лучше всего приобрести квартиру в жилом комплексе "Полянка, 44", выбрав ему квартиру площадью 120 кв. м за $1,8 млн.
В сухом остатке
Итак, подводим итоги эксперимента. "Главная проблема, что на этапе строительства никто из менеджеров не может подробно рассказать о том, кто будет охранять комплекс, сколько человек, вооруженная ли будет охрана",— говорит Олег Чирлин.
Не смогли мы получить и качественную информацию о системах видеонаблюдения. "Вот, например, мы узнали, что в "Литераторе" будет 300 точек с видеокамерами, но ни один человек не сможет контролировать 300 экранов,— продолжает он.— А это значит, что для наблюдения нужен штат в несколько десятков человек". Второй вариант: существуют специальные системы видеонаблюдения с опцией распознавания "своих", а когда на экране появляется незнакомец, система подает оператору специальный сигнал. "В результате получается, что на данном этапе у нас для принятия решения очень мало информации",— подытожил Олег Чирлин.
Безопасность за наличный расчет
Впрочем, по словам риэлторов, после окончания строительства дела с безопасностью обстоят гораздо хуже, чем планировалось на этапе строительства и реализации жилья. Так, рассказывает руководитель отдела элитной недвижимости Vesco Group Татьяна Вакуленко, нередко получается, что видеокамеры в элитных жилых комплексах устанавливаются, но после того, как дом начинает эксплуатироваться, не работают. Или, приводит другой пример управляющий партнер компании ZIP Realty Евгений Скоморовский, если изначально планировалось, что территорию будут патрулировать 20 вооруженных охранников высокой квалификации, то на деле выходит, что работают всего 10 непрофессионалов из регионов, нанятых за небольшие деньги. А по словам генерального директора компании Welhome Анастасии Могилатовой, в одном из столичных элитных жилых комплексов не предусмотрели помещение для службы безопасности, в результате охранники дежурят в специально припаркованном возле дома автомобиле.
Как правило, объясняет Евгений Скоморовский, проблемы с охраной возникают сразу после ввода жилого комплекса в эксплуатацию. Дело в том, что богатые люди обычно имеют по несколько квартир и не спешат заселяться, а как следствие, и платить эксплуатационные платежи. "В результате в первые годы работы на объекте управдомы сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами,— продолжает риэлтор,— и экономят буквально на всем, в том числе на безопасности".
В итоге элитным жильцам самим приходится решать проблемы собственной безопасности. Большинство жильцов нанимают собственных телохранителей. Однако, по словам Оксаны Дивеевой, бывает и так, что кто-нибудь из дома, согласовав свои действия с ТСЖ, заменяет охрану всего жилого комплекса на собственную, единолично оплачивая затраты на ее содержание. В частности, приводит пример риэлтор, весь элитный дом, расположенный по адресу Большой Афанасьевский переулок, 30, охраняет служба безопасности, нанятая одним из его жильцов. В общем, прав Олег Чирлин, жизнь у миллионеров в Москве очень непростая.