Пермский технопериод

За последние полтора года в Перми запустилось несколько IT-проектов, полезных для бизнеса. Спектр предложений велик: от оптимизации доставки контента в интернете и облачных решений для управления компанией до роботов-промоутеров и операционных систем для общественного транспорта.

В Прикамье, как отмечают специалисты, есть большой потенциал для развития информационных технологий. Сегодня на рынке ИТ Прикамья уже масса довольно известных успешных проектов, вышедших за пределы региона.

Новое направление для пермской IT-отрасли — приложения, отвечающие за координацию и управление сотрудниками. Программу, оптимизирующую процесс управления организацией, запустила компания «Доткэпитал», принадлежащая депутату заксобрания, кинопрокатчику Александру Флегинскому. Приложение Control Manager — облачное программное решение для руководителей, помогающее в управлении компанией. Приложение включает в себя полный цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Control Manager вышел на двух языках (английском и русском) для операционной системы iOS, недавно появилась версия для Android, до конца года появится веб-приложение для работы в браузерах. «Эффективность приложения можно замерить по результату. Когда сотрудники подключаются к приложению, коммуникации становятся быстрее: не надо обращаться к почте, другим сервисам, не надо между ними переключаться, сотрудники более ответственно относятся к своим обязанностям», — пояснила директор «Дот­кэпитал» Алена Гладун. Приложение дает возможность руководителю следить, как сотрудники исполняют его поручения, не срывают ли поставленные сроки, за какое время выполняют задачи.

В Control Manager периодически добавляются новые функции. «У нас вышла функция обмена сообщениями по задаче, теперь их можно обсудить — диалог задач. Еще мы хотим внедрить автоматизированную модель оценки сотрудника», — сообщила Алена Гладун. Сегодня приложением пользуются порядка 6 тыс. человек со всего мира, преимущественно из России, но есть пользователи из Италии, Англии. Это строительные компании, бизнес из банковской сферы, образовательные учреждения. Приложение пока бесплатно для использования. Монетизация проекта начнется, когда Control Manager выйдет в веб-версии.

Ставку на корпоративных клиентов делает и «Дом.ru Бизнес» («Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес» — бренды холдинга «ЭР-Телеком»). Директор по развитию «Дом.ru Бизнес» Елена Венцлавович рассказала, что корпоративным клиентам «Дом.ru Бизнес» предлагает IP-телефонию, облачную АТС и видеонаблюдение (VSaaS), а также создание корпоративных VPN-сетей и развертывание Wi-Fi-сетей (WaaS). «Услуги легко масштабируются и при необходимости могут включать единичные подключения или десятки точек. Такие решения направлены на создание эффективной системы коммуникаций на базе сетей одного оператора. Комбинируя различные телекоммуникационные услуги, клиент может создавать единое информационное пространство, максимально адаптированное под специфику его бизнеса и логику бизнес-процессов. Мы планируем развивать наш продуктовый портфель, расширяя функционал каждой из услуг и отвечая на запросы рынка. Кроме того, мы постоянно совершенствуем функционал „личного кабинета“, с помощью которого можно полноценно управлять услугами и документо­оборотом», — рассказала госпожа Венцлавович.

Быстрая доставка В конце прошлого года на пермском рынке появился стартап — SkyparkCDN. Цель компании — «добавить скорости» сайтам с большой посещаемостью и тяжелым содержимым (фото и видео). SkyparkCDN предоставляет услугу по ускорению доставки цифрового контента интернет-пользователям (технология CDN, Content Delivery Network). «Мы, если говорить просто, делаем сайты наших клиентов быстрыми. И не важно, сколько „весит“ сайт. Фотографии на нем или видео в формате FULL-HD: вы открываете страницу и весь ее контент перед глазами (без каких-либо ожиданий). Время медленных сайтов осталось в прошлом, как и те компании, чьи сайты тормозят. Скорость сегодня — это конкурентное преимущество. И мы это конкурентное преимущество даем», — говорит основатель Дмитрий Угай. Тарификация у SkyparkCDN «погигабайтная». Цена зависит от объема трафика, который пользователи «выкачивают» с сайта клиентов. «Если у вас сайт легкий — без видео и с минимумом изображений — стоимость услуг будет низкой. Для крупного интернет-магазина, где картинок много, стоимость наших услуг будет выше. Если же вы занимаетесь крупными трансляциями — третья», — пояснил господин Угай. В Перми у компании немного клиентов, так как услуги SkyparkCDN полезны владельцам сайтов с большим числом пользователей по всей России и миру: крупным интернет-магазинам и мультимедиаресурсам. «В основном управление такими ресурсами сосредоточено в Москве. В Перми мы сотрудничаем с бизнес-инкубаторами и на льготных условиях оказываем технологическую поддержку IT-стартапам», — говорит Дмитрий Угай.

Услуга пермских разработчиков оказалась востребована: за первый год работы SkyparkCDN развернула свою сеть на пяти континентах. Сейчас в нее входят серверы в Киеве, Франкфурте, Лондоне, Амстердаме, Нидерландах, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Чикаго, Сиднее, Гонконге, Сингапуре, Кейптауне и многие другие.

В этом году SkyparkCDN заканчивает работу над платформой для видеостримминга, которая позволяет организовать онлайн-трансляции событий для огромной аудитории по России и миру, а также онлайн-вещание телеканалов в сети интернет. И уже в следующем году компания планирует выйти на рынок онлайн-вещания в России.

Умное управление В Перми есть IT-компании, чьи разработки дают новые возможности для управления бизнес-процессами внутри организации. Например, компании «Гольфстрим» и Macroscop.

Пермские разработчики ООО «Гольфстрим» уже третий год помогают автобусным перевозчикам контролировать работу маршрутов. Компания занимается внедрением электронной системы учета в общественном транспорте — разрабатывает программное обеспечение и поставляет оборудование — терминалы (валидаторы). Выглядит их разработка так: кондуктор использует не привычную билетную катушку, а выдает билет с помощью специального терминала. Таким образом, каждая поездка заносится в базу данных. Оплатить проезд можно наличными или универсальной электронной картой (УЭК), пополнить которую можно у кондуктора.

Программное обеспечение от «Гольфстрим» позволяет проводить полный мониторинг работы маршрутов: на онлайн-таблице в режиме реального времени отражается информация о том, сколько рейсов совершил автобус за смену, кто на нем работает, сколько билетов продал, сколько багажа провез и так далее. В будущем программное обеспечение еще будет подсчитывать пассажиров-льготников. Каждый раз, когда автобус доезжает до конечной остановки, вся информация о рейсе скидывается с терминала на сервер и выводится на онлайн-табло. «Наша программа автоматически делает выгрузку в „1С“, сервер формирует информацию, выдает ее перевозчику. После того как автобус приезжает на конечную остановку, информация передается на сервер. Она выгружается сразу же. Отчеты формируются каждый день по каждому маршруту. Например, билетно-учетный лист или отчеты по водителям — на каком маршруте ездил, какую выручку принес. Таким образом, перевозчик получает полноценное управление транспортом в онлайн-режиме», — объяснил владелец и директор ООО «Гольфстрим» Владимир Токарев.

Использовать пермское программное обеспечение дешевле, чем аналоги. Абонентская плата с одного терминала «Гольфстрим» для перевозчика составляет 500 руб. в месяц, в то время как компании, предлагающие похожие программные решения, просят от 2 до 8% ежедневной кассы с одного терминала, а это, по оценке господина Токарева, десятки тысяч рублей. Внедрение программного обеспечения на одном автобусе обойдется примерно в 40 тыс. руб.: стоимость терминала составляет 20 тыс. руб., карты для водителя и кондуктора — около 20 тыс. руб. Стоимость обслуживания карты — 200 руб. в месяц.

Сегодня «Гольфстрим» обслуживает около 160 автобусов на городских, пригородных и междугородных направлениях.

Macroscop разрабатывает программное обеспечение для систем наблюдения на основе IP-камер с 2010 года, с 2013 года компания работает на международном рынке. Ее продукт позволяет искать объекты по заданным параметрам в гигантских видеоархивах за короткое время. К программе для IP-камер Macroscop можно подключать интеллектуальные модули, чтобы увеличить функциональность системы видеонаблюдения. По словам сооснователя и гендиректора Macroscop Артема Разумкова, наибольшим спросом пользуются модуль подсчета посетителей (в ритейле) и модуль распознавания автомобильных номеров. Сейчас в России и за рубежом под управлением программных продуктов Macroscop работают более 100 тыс. видеокамер. «Мы активно занимаемся международной экспансией. В ближайшие два-три года планируем стать одним из значимых игроков мирового рынка», — поделился планами Артем Ра­зумков.

ЗаРОБОТались Еще одно направление в IT-отрасли, бурно развивающееся в Прикамье, — робототехника. Пермские компании еще в прошлом году начали активно использовать роботов. Так, в ТРК «Семья» работал робот-промоутер компании «ИнтеллектСтрой», позже аналогичные роботы появились и в ТЦ «Колизей-Атриум». Один из создателей промобота Олег Кивокурцев говорит, что в целом промобот повышает продажи в магазине. «Все зависит от продукта, который продвигает промобот, а также от времени и длительности мероприятия. К примеру, когда промобот был настроен на продвижение роз, продажи выросли на 250%, это официальная статистика. Позже робот продвигал шоколад, там рост продаж увеличился примерно на 50%», — говорит он.

«Промобот уже работает в торговых центрах, в качестве администратора — в офисах различных компаний, также один из промоботов работает в многофункциональном центре Якутска, рассказывает про госуслуги. В ближайшее время промобот поедет работать в музей экскурсоводом, а также в офисы компаний — работать администратором», — пояснил Олег Кивокурцев. Стоимость промобота зависит от комплектации и составляет от 350 до 650 тыс. руб.

Promobot — автономный, не требующий участия человека, универсальный робот-помощник, который может общаться на любые темы, передвигаться, избегая столкновений, знакомиться и запоминать людей, транслировать промоматериалы на своем дисплее, двигать руками и головой, абсолютно автономно и без участия оператора промобот может распознавать и сохранять релевантную контекстную информацию о посетителях магазина, распознавать их пол, возраст, настроение, запоминать имя. Владельцы промобота могут получать информацию, кто их основной клиент, в какое время выше проходимость и какого пола, возраста и настроения их посетители. По факту это аналог «Яндекс.Метрика» и Google Analytics, но только для оффлайн-бизнеса.

Сейчас разработчики обеспечены заказами на три месяца вперед. С января следующего года в серию выходит вторая версия рromobot 2.0, с новым дизайном и с улучшенными характеристиками: промобот будет лучше слышать, лучше распознавать речь и внешность, у него будет увеличен размер дисплея, что позволит более эффективно транслировать промоматериалы. В «ИнтеллектСтрой» решили на этом не останавливаться: в компании думают над созданием робота-консьержа для одного из пермских домов.

Практически все разработки пермских IT-компаний, появившиеся за последние год-полтора, вряд ли можно назвать локальными — их клиентами являются компании, работающие не только в Перми, но и в России, и во всем мире. «Последние тенденции в ИТ-инфраструктуре для бизнеса — облака, мобильность и удаленная работа. Именно эти тренды будут определять лицо рынка в ближайшие несколько лет. Бизнес становится все более мобильным, что требует новых решений, направленных на создание единого информационного пространства для эффективной работы сотрудников в любой географической точке. Мощным импульсом для мобилизации бизнеса становится и стремительный рост парка умных устройств, которые используются для решения бизнес-задач. Инфокоммуникации становятся одним из ключевых конкурентных преимуществ любой компании», — говорит директор по развитию «Дом.ru Бизнес» («Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес» — бренды холдинга «ЭР-Телеком») Елена Венцлавович.

АННА БОЛЬЯРОВА

Вся лента