Нетрезвых водителей накажут по всей строгости залога
Предложено изымать у них автомобили до уплаты 50 тыс. руб.
Минюст предложил задерживать автомобиль, которым управляет нетрезвый водитель, на штрафстоянке до уплаты залога в 50 тыс. руб.; до того, как деньги поступят на счет полиции, гражданин воспользоваться машиной не сможет. Обсуждение соответствующего законопроекта перешло в завершающую стадию. ГИБДД инициативу поддерживает, правозащитники же называют "антиконституционной" и провоцирующей коррупцию среди инспекторов.
Поправки к Кодексу об административных правонарушениях, нацеленные на борьбу с нетрезвыми водителями, опубликованы на сайте regulation.gov.ru. Завтра заканчивается общественное обсуждение законопроекта, после чего он будет внесен в Госдуму. Документ подготовил Минюст при участии ГИБДД по поручению аппарата правительства РФ. Еще в 2013 году Белый дом предложил разработать "механизм временного изъятия транспортного средства" в случаях, когда водитель признан пьяным.
Напомним, сейчас во время проверки на состояние опьянения инспекторы ГИБДД обязаны отстранить водителя от управления машиной, а сам автомобиль задержать (поместив его на штрафстоянку). Однако в КоАП есть оговорка: задержание применяется "до устранения причины задержания". Таким образом, после освидетельствования за руль машины может сесть другой водитель (например, пассажир или родственник), ГИБДД не может этому препятствовать. Отъехав от инспектора, пьяный водитель может снова занять место за рулем.
Минюст предложил отправлять машину пьяного или отказавшегося от освидетельствования водителя на штрафстоянку. Для ее возвращения нужно будет представить подтверждение уплаты залога в размере максимального штрафа за пьяное вождение (Минюст предложил увеличить его с 30 до 50 тыс. руб.). Деньги требуется перевести на счет "органа внутренних дел", указанного в протоколе о задержании. На этом этапе у водителя могут возникнуть дополнительные траты. Ведь банковский перевод может идти несколько дней. Таким образом, чтобы вернуть машину, нужно будет оплатить не только залог, но и эвакуацию (3-7 тыс. руб. в Москве, в зависимости от мощности двигателя), а также срок нахождения машины на штрафстоянке (от 500 до 1 тыс. руб. в сутки, в зависимости от класса авто).
Согласно статистике ГИБДД, доля ДТП по вине пьяных водителей в последнее время растет (8% вместо 7% в 2012 году). Кроме того, за прошедшие девять месяцев водители стали чаще повторно садиться за руль нетрезвыми и отказываться от медицинского освидетельствования. Несколько лет назад в Госдуме обсуждался законопроект о введении конфискации машин за вождение в пьяном виде, но от него отказались, поскольку норма противоречит Гражданскому кодексу.
Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов считает, что новый инструмент по борьбе с пьяными приведет к росту коррупции среди инспекторов. "Процедура освидетельствования довольно сложная, многие водители путаются, чем могут воспользоваться гаишники, чтобы задержать автомобиль под залог,— считает он.— Это может стать поводом для вымогательств". "Бороться с пьяными это не поможет,— считает лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.— Водитель может взять машину жены, брата, родственника и поехать дальше, так как права после освидетельствования остаются у него. Единственный реальный способ запретить водителю сесть за руль — это лишение свободы". "С какой стати водитель должен что-то платить, пока не вступило в силу постановление о назначении наказания? — удивляется президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Ведь он может обжаловать действия ГИБДД. А что делать, если задержанный под залог автомобиль принадлежит другому лицу?" "Вариант Минюста лучше, чем ничего,— считает, в свою очередь, зампред фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов.— Мы давно предлагали в случае ДТП по вине пьяного водителя с жертвами машину нужно изымать, по суду продавать и деньги отдавать потерпевшей стороне".