Плата за объезд
Фирма «Магистраль» взыскивает из областного бюджета долги посткризисного периода
Крупнейший дорожно-строительный подрядчик ООО Фирма «Магистраль» последовательно взыскивает с областного бюджета долги, пени и проценты, за строительство участка обхода Балахны и Заволжья, замороженного в 2011 году. Общие требования подрядчика вместе с пенями и процентами превысили 340 млн руб., сумма основного долга уже выплачена. Сейчас областные власти пытаются опротестовать неустойку в размере 72 млн руб., считая ее явно несоразмерной, а эксперты считают, что в условиях дефицитного бюджета даже такие финансовые потери довольно существенны.
Арбитражные суды встали на сторону фирмы «Магистраль» в спорах с областными властями по долгам за строительство участка объездной трассы в составе дороги Шопша — Иваново — Нижний Новгород. На этой неделе арбитражный суд взыскал из бюджета порядка 5 млн руб. за пользование бюджетными средствами. Ранее было вынесено решение о взыскании 72,7 млн руб. неустойки с Нижегородской области в лице трех областных министерств и главного управления автодорог (ГУАД). Областные чиновники пытаются в апелляционном суде отбиться от выплаты неустойки, доказывая, что ее размер явно несоразмерен нарушенным обязательствам. Рассмотрение жалобы регионального минстроя назначено на 15 января 2015 года.
Напомним, первая очередь обхода Заволжья и Балахны длиной 19 км была построена «Магистралью» к 2008 году за 2,28 млрд руб. Благодаря этой дороге разгрузилось Заволжье и плотина Горьковского водохранилища. В том же году с генподрядчиком был заключен второй контракт на начало второй очереди объездной, строительство которой оценили в 4,4 млрд руб. (проект на 80% финансировался из федерального бюджета). Однако в кризисный 2009 год федеральные власти прекратили финансировать стройку, и с начала 2010 года областной бюджет остался один на один с генподрядчиком, который продолжал строить дорогу.
Консервировать объект и разрывать контракт с подрядчиком, которому уже было заплачено почти 500 млн руб., региональные власти не стали. В конце 2010 года в связи с отсутствием денег ГУАД предложил компании прекратить все работы «до особого распоряжения». В ответ фирма «Магистраль» предъявила акты на 256,7 млн руб. Министерство строительства и ГУАД области их не признавали, пытались оспаривать качество построенного участка, но в итоге длительных судебных тяжб и экспертиз сумма долга была доказана. В этом году бюджету пришлось расплатиться. А неустойка была предъявлена в связи с тем, что в 2011–2013 годах долг в 256 млн не был уплачен своевременно, и компания рассчитала штрафные санкции, исходя из каждого дня просрочки оплаты. «Мы строили объект в долг за собственный счет и взыскиваем свои деньги», — отметили в компании.
В минстрое Нижегородской области с требованиями по неустойке и процентам не согласны, отметив лишь, что министерство стороной по договору не являлось, а основной долг рассмотрен в трех судебных инстанциях. «Отсутствие бюджетных средств не является основанием для расторжения контракта», — также отметили в ведомстве. Любопытно, что другой крупный региональный госконтракт по строительству комплекса трамплинов в Нижнем Новгороде был расторгнут по соглашению с исполнителем ООО «Строймост» именно по причине отсутствия финансирования.
Управляющий партнер юридической компании Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олег Тимофеев полагает, что у областных властей мало шансов на обжалование штрафных санкций. «Предметом спора является договорная неустойка, начисленная за неисполнение договорных обязательств. Причем есть вступившее в силу судебное решение, на основании которого с ответчика взыскана сумма основного долга. Таким образом, данное дело является бесспорным с правовой точки зрения», — отметил господин Тимофеев. Он полагает, что для бюджета в сегодняшней ситуации «любые финансовые потери являются существенными», но у Нижегородской области в свое время была возможность зафиксировать объем требующих оплаты работ и тем самым закрепить возможные потери по неустойке и пеням.
Что касается завершения второй очереди объездной, которая необходима для разгрузки Балахны от транзитного транспорта, на ее достройку требуется свыше 3,4 млрд руб. В соответствии с адресной инвестиционной программой Нижегородской области завершение проекта намечено на 2017 год. Таким образом, реализация всего проекта целиком займет 12 лет (обход Заволжья и Балахны начали строить в 2005 году. — „Ъ“). Очевидно, что доделывать объездную дорогу будет «Магистраль» в том случае, если регион найдет деньги.