«Мы сами сидим с отвисшими челюстями»
Соучредитель Банк24.ру Борис Дьяконов о том, что изменится в жизни «Точки» после перехода под крыло банка «Открытие»
Вчера, 3 декабря, как только «Открытие» и Банк24.ру достигли окончательной договоренности, на прежде мертвом сайте www.bank24.ru сразу появилась свежая страничка. Никаких подробностей — только лозунг «Мы вернулись под крылом надежного банка» и приглашение оставить заявку на открытие счета. Бывшие клиенты 24-ки дружно подают заявки и ликуют в Facebook. Соучредитель и бывший предправления Банк24.ру Борис Дьяконов рассказал «Секрету фирмы» о деталях сделки с банком «Открытие» и о том, чем будет заниматься возрожденная «Точка».
Насколько я знаю, у вас было много предложений от разных банков. «Открытие» предложило для Банк24.ру лучшие условия?
Обычно при отзыве лицензий у банка его предправления пускается в бега, сотрудников разбирают конкуренты — пару человек туда, пару сюда, — а клиентов переманивают. Словом, обгладывают банк до косточек. С нами получилось иначе. К нам сразу после отзыва лицензии начали приезжать представители всех крупных банков, начиная с самого крупного в стране, а также руководители небанковских бизнесов. За два месяца после отзыва лицензии наберется, может быть, всего дней пять-десять, когда у нас не было гостей.
И что они хотели от вас?
Некоторые хотели купить у нас интернет-банк, я им тут же предлагал подарить его на флэшке. Некоторые пытались выпросить список ключевых сотрудников, интересовались, кто конкретно что сделал. Мы отвечали, что сделали все это вместе. Но нашлись и люди, которые поняли, что наша ценность именно в нашей целостности. Некоторые предлагали нам создать совместный бизнес или перезапустить банк, но мы поняли, что несовместимы по культуре — между нашими командами не возникло химизма. Мы были вынуждены отказаться, хотя предложения были потрясающие.
С коллегами из «Открытия» мы договорились так: мы будем делать то, что умеем хорошо — продукт и сервис. А ту часть, где у нас были упущения — связанные с регулированием и грехами предыдущих периодов — будет серьезно контролировать большой взрослый банк. Мы надеемся на очень хорошую синергию.
Насколько зависимы вы будете от «Открытия»?
Структурно это будет филиал, документы на его регистрацию уже поданы, он называется «Бизнес Онлайн». Так же, как и «Точка», он будет оказывать услуги в круглосуточном режиме и дистанционно. У нас будет достаточно независимости для того, чтобы предоставлять качественный сервис предпринимателям, и достаточно несвободы, чтобы ничего не нарушать.
В Банк24.ру работало около 950 человек. Из них лишь около 400 перейдут в «Бизнес Онлайн». Какие именно категории сотрудников «Точки» оказались не нужны на новом месте?
Мы перезапустимся без офисов (у Банк24.ру было 22 офиса в РФ.— СФ). Соответственно, в филиал не переходят кассиры, операционисты, инкассаторы, сотрудники, выполнявшие избыточные бэк-офисные функции. Кроме того, мы планируем уже в январе дополнительно набрать сотрудников, нам надо принять еще около 100 человек.
Насколько я понимаю, сделка с «Открытием» будет безденежной, ведь ваш банк лишился лицензии и активов. Так что конкретно вы получите от сделки с «Открытием»?
Я получу моральное удовлетворение от того, что дело последних 12 лет продолжится в новом качестве. На самом деле в «Открытие» просто придут новые сотрудники, команда «Открытия» договорилась с командой «Точки». В условиях кризиса большое счастье, что почти 400 человек могут продолжить работать вместе и над замечательными вещами.
А какова будет ваша роль?
Я буду помогать сотрудникам «Точки» обживаться на новом месте и продолжу генерировать идеи, как их раньше генерировал в «24-ке».
Конкуренты вас критикуют: мол, сервисы «Точки» хоть и были удобными, но содержали немало прорех с точки зрения безопасности операций…
Естественно, что конкуренты нас ругают. Но при этом один крупный банк, например, когда «Точку» закрыли, на какое-то время заморозил разработку продуктов для МСБ. А сегодня (3-го декабря.— СФ), насколько я знаю, у них состоялось экстренное совещание по поводу нашего возрождения, и они снова открыли вакансии менеджеров по продуктам для этого сегмента, начали срочно искать людей.
Нет опасений, что вмешательство compliance-службы «Открытия», отвечающей за соответствие банковских бизнес-процессов требованиям ЦБ, разрушат ваши удобные клиентские сервисы?
Нет. Прежде чем договориться с «Открытием», мы детально все обсудили. Коллеги посмотрели, определили, где можно встроить функции контроля, чтобы не разрушить сервис.
Правильно ли я поняла, что интернет-банк «Точки» перейдет к «Открытию»?
Интернет-банк можно купить в ближайшем ларьке. Можно взять любой самый страшный интернет-банк, который только есть, и наша команда из этого абсолютно чужого и страшного продукта через 3-6 месяцев сделает лучшее решение на рынке. Потому что ключевая технология — не конкретная программа, хотя она и очень важна, а организация бизнес-процессов и сотрудников вокруг очень понятного нам клиента — предпринимателя.
У вас было 35 тыс. активных клиентов. Сейчас эти люди разошлись по другим банкам. Какая их часть, как вы полагаете, вернется к вам?
Думаю, что вернется больше, чем было. Даже на нынешнем рынке это только вопрос времени. Мы сегодня сделали простенькую страничку в интернете, написали несколько постов в Facebook и даже ничего не рассылали. И люди начали оставлять заявки на открытие счета. По екатеринбургскому времени сегодня с 10 до 17-ти, когда Москва и Санкт-Петербург еще не успели подключиться, мы собрали двухнедельную норму заявок. Это тысячи человек. Мы сами сидим с отвисшими челюстями и не можем осознать, насколько люди натерпелись в других банках и хотят вернуться.
А какое место в «Открытии» займет ваш проект «Кнопка»?
«Кнопка» — это сервисно-бухгалтерская компания с банковскими услугами для предпринимателей. Она не развалилась после истории с «24-кой», наоборот, эта история в чем-то «Кнопке» даже помогла. У многих предпринимателей есть счета в Альфа-банке или ВТБ24, и они были не готовы открывать счет в «24-ке», а другие банки не хотели сотрудничать с «Кнопкой». Они говорили: вы с Банк24.ру работаете, мы с вами не будем дружить. Сейчас «Кнопка» — абсолютно независимый игрок, она интегрируется с 4-5 крупнейшими банками. Мы планируем, когда запустим филиал, подключить «Кнопку» к нему. И «Кнопка» абсолютно на рыночных условиях будет обслуживать предпринимателей, которые имеют счета в разных крупных банках. А какой банк даст «Кнопке» лучшие условия по технической интеграции и по сотрудничеству, тому и преференции.
В банках-конкурентах уверяют, что «Кнопка» плохо масштабируется, чтобы развиваться, ей нужно нанимать сотни и сотни сотрудников, а это тупиковый путь.
Они сами не могут сделать ничего подобного, но рассуждают о том, что «Кнопка» не масштабируется. Это один из секретов, который был в «24-ке» и есть в «Кнопке». У нас совсем другая культура производства — agile, самоуправляемая команда, организованная по принципу кружков или холократии (системы управления без должностей, менеджеров и традиционных иерархических ступеней.— СФ). В мировой практике масштабируемость этой идеи доказана. Мы не видим, почему бы это не повторить у нас.
Но один бухгалтер или юрист не способен вести по 500 фирм-клиентов одновременно, какая бы ни была организация...
В «Кнопке» может быть тысяча сотрудников, но мы понимаем, как управлять этим составом и как контролировать качество за счет особого воспитания и обучения команд. Уже сейчас «Кнопка» в разы больше типичной российской бухгалтерской компании. При росте нынешними темпами «Кнопка» однозначно будет лидировать в сегменте бухгалтерско-консалтингового сервиса для предпринимателей.