На разрыв смычка

В Москве выступили 2Cellos

Для сравнительно небольшого количества зрителей московского Crocus City Hall, а в зале было больше половины свободных мест, зима началась романтично — с медленно падающего снега и сладкой парочки хорватских виолончелистов 2Cellos, приехавших с ворохом сентиментальных каверов. Рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН.

Фото: facebook.com/2cellos

Дуэт 2Cellos образовали бравые и красивые югославы Лука Шулич и Степан Хаузер. Оба получили дипломы престижных классических музыкальных вузов, выступали на авторитетных конкурсах и даже побеждали. Однако перспектива быть широко известными в узких академических кругах парней явно не удовлетворяла, и они решили променять серьезный антураж консерваторских залов на рок-н-ролльный драйв стадионов, записав несколько версий популярных хитов в необычных аранжировках. В 2011 году оба на себе проверили фантастическую силу YouTube. Если тысячи кавер-групп по всему миру мечтают хоть на половину приблизиться к популярности артистов, хиты которых они исполняют, то у 2Cellos это получилось с пугающей скоростью. От запуска кавера на песню Майкла Джексона «Smooth Criminal», набравшего более 3 млн просмотров на YouTube за первые две недели, и последующего контракта с Sony Masterworks до первого полноценного альбома и выступлений на разогреве у Элтона Джона прошло всего несколько месяцев. Теперь же в активе красавцев две пластинки и собственный мировой тур, рекламная кампания в поддержку которого гласит, что дуэт якобы стирает все жанровые границы: «Их музыкальный стиль варьируется от классики до поп-музыки и рока, от Баха и Вивальди до взрывных AC/DС». Так-то оно так, только сет-лист московского концерта позволил проверить лишь одну сторону их жанрового разнообразия — не академическую, да и виолончели у парней электро с подзвучкой, от корпуса которых остался лишь скелетный каркас.

На выходе 2Cellos играют классический кроссовер как бы наоборот. Если Сара Брайтман, Андреа Бочелли или Тарья Туурунен под аккомпанемент Ванессы Мэй исполняют классику под поп-минусовки, то парни на своих электровиолончелях, иногда подключая барабанщика, пилят инструментальные обработки другой классики — масскульта от U2, Guns N` Roses, Nine Inch Nails, Sting, Coldplay и Nirvana.

Уже по сложившейся традиции музыканты начинают свои концерты с медляков. Стинговская «Shape of my heart», и без того хрупкая, оборачивается в их исполнении интимной исповедью, трогательная красота мелодии «Viva La Vida» британской рок-группы Coldplay усилена во сто крат. Еще с десяток таких музыкальных «прелестей» — и стало бы приторно, как от любимых девичьих десертов «Магнолия Бейкери». Но кавер-метод 2Cellos как раз и заключается в усилении заложенного потенциала в композиции, доведении еле уловимого зерна до плакатной квинтэссенции. Наиболее интересной в ряду их интерпретаций выглядит «Human Nature» Майкла Джексона в фанковой манере с элементами игры а ля Тони Эммануэль. Перед ее исполнением Стефан поприветствовал присутствующего в зале Филиппа Киркорова, оказавшегося поклонником группы, как и расположившийся неподалеку Игорь Крутой.

Стефан вообще оказался более разговорчивым, чем его партнер. Внешне похожий на Джоуи Триббиани из ситкома «Друзья», он и шутки выдавал такие же — на манер «Russian ladies...Oh my Good! The best». Его напарник Лука, выглядящий как скуластый испанский манекенщик Джон Кортахарена, выверенной мимикой поддерживал товарища.

Разгоняться к финалу 2Cellos начали с появлением буйного барабанщика, на полную мощь зарядив «свой-AC/DC» хит «Thunderstruck» с соло Стефана на спине. Публика, будучи уже не в силах сдерживаться, повскакивала со своих мест и устремилась к сцене танцевать. С этого момента от тембра виолончели вообще мало что осталось, скорее получился некий универсальный инструмент, прикидывающийся то рок-гитарой, то человеческим голосом. 2Cellos действительно виртуозно сочетали приемы игры, характерные для струнно-смычковых инструментов и трюков в стиле «Сатриани и ко». Флажолеты, глиссандо и пиццикато сменялись скоростными пассажами, тэппингом, риффами и дисторшном, да с такой энергией, что волос монгольских жеребцов на смычках не выдерживал и трех композиций. В потоке всех этих гранж- и хард-рок каверов беспокоило только одно. Когда хиты закончатся, а формула успеха поднадоест, что будут делать с этим парни? Пока не ясно.

Вся лента