Мода как музей и магазин
Марина Прохорова о выставке «Шелковый остров» Salvatore Ferragamo
Магазин Salvatore Ferragamo в Столешниковом переулке открылся после реконструкции выставкой "Шелковый остров" — проработает она до конца декабря, вход свободный.
Выставка "Шелковый остров" посвящена прежде всего шелковым платкам-каре Salvatore Ferragamo, а заодно демонстрирует, что из шелка мастера марки создают не только платки, но и одежду и обувь. Здесь представлены исторические росписи платков марки, а стилизованное представление, включающее в себя видеоинсталляцию и световое шоу, позволяет проследить за процессом появления узоров на шелке: отдельные арабески, фигурки и рисунки постепенно складываются в расчисленный и точный узор классического платка. Кроме того, целый зал посвящен традиционному ремеслу. Интерьер воспроизводит один из залов палаццо Спини Ферони во Флоренции (именно в нем расположены музей, выставочные залы и историческая штаб-квартира Salvatore Ferragamo). Здесь можно ознакомиться с небольшой частью коллекции обуви, созданной Сальваторе Феррагамо, и увидеть, как работают приехавшие специально для работы на выставке мастера из мануфактур Salvatore Ferragamo. 12 декабря в 19.00 на выставке состоится мастер-класс, на котором будут представлены способы носить и завязывать шелковые платки. 17 декабря в 19.00, во время презентации ювелирной коллекции марки, на украшениях можно будет сделать персональную гравировку. И еще на этой выставке можно посмотреть фильм, созданный при участии Тима Бертона — "Сальваторе Феррагамо". Это прелестное и забавное кино про то, как маленький подмастерье башмачника, влюбленный в обувь, из подручных материалов придумывает и шьет туфельки. В фантазиях юного Сальваторе легко угадываются сбывшиеся мечты — это фрагменты старых кинофильмов, звезды которых были клиентами Salvatore Ferragamo.
Сам магазин после реконструкции стал больше, в нем помимо мужских и женских коллекций одежды и аксессуаров pret-a-porter впервые в России представлена относительно новая, существующая с 2011 года линия ювелирных украшений Salvatore Ferragamo Jewels. А кроме того, теперь в Москве можно купить вещи из созданной в 2006 году линии Ferragamo's Creations. Это очень точные реплики самых известных туфель, босоножек, сапог и сумок, созданных в разные годы самим Сальваторе Феррагамо. Поскольку Сальваторе Феррагамо придумал за свою жизнь практически все модели обуви, в этой исторической коллекции каждый сезон можно обнаружить очередные сверхмодные вещи. Так что каждый сезон марка воспроизводит для продажи несколько таких исторических моделей, тираж ограниченный.
Подобное внимание марок к собственной истории не является чем-то новым. Музеи, посвященные появлению и развитию бренда, существуют практически у всех старых модных домов. Выставки исторических костюмов, обуви и сумок проводятся постоянно, и всегда с большим успехом. Для Москвы такие выставки тоже вполне традиционны, причем еще с советских времен, и проходят они обычно в крупных музеях. Выставки, которые организованы в крупных магазинах, тоже вполне привычны, такие регулярно бывают и в Harrods, и в Bon Marche, и в московских ЦУМе и ГУМе. Но вот открытие модного магазина, совмещенное с требующей отдельного пространства исторической выставкой,— явление новое. Причина появления такого формата понятна: так происходит наиболее ясное для широкой публики сближение моды как декоративного искусства и моды как промышленности. Последние 20 лет увеличивалось количество не только модных брендов, но и модных коллекций — сезонных, межсезонных и специальных, приуроченных к разным событиям. То есть мода стала очень быстрой, тренды и сезонные тенденции меняются так часто, что их перестают принимать всерьез. А из этого следует, что стоит замедлиться и обратить внимание на вечные ценности — то есть на традиционное ремесло, классическое качество, прямую связь с имеющими музейную ценность образцами одежды и обуви. На такие магазинные выставки приходят не только клиенты марки, но и все интересующиеся модой. Здесь им наглядно демонстрируют, что история брендов — это часть материальной культуры, а приобщиться к этой культуре можно немедленно, буквально в соседнем зале.