Общеевропейское заменили восточноукраинским
Заседание глав МИДов стран—членов ОБСЕ в Базеле началось с критики России
Россия подверглась жесткой критике на заседании министров иностранных дел стран—членов ОБСЕ, которое открылось вчера в Базеле. Главы западных делегаций обвинили Москву в том, что она играет "дестабилизирующую роль на востоке Украины". Глава МИД РФ Сергей Лавров в ответ заявил, что украинский конфликт стал "результатом системного кризиса, который назревал давно", в первую очередь из-за "односторонних действий" США и ЕС. За дипломатической пикировкой в Базеле наблюдал корреспондент "Ъ" ПАВЕЛ ТАРАСЕНКО.
Накануне российские дипломатические источники "Ъ" с озабоченностью предсказывали, что в Базеле западные партнеры попытаются "завязать все на украинском кризисе". И действительно, еще до начала заседания глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер объявил: "Россия — одна из тех, кто играет дестабилизирующую роль на востоке Украины".
Украинскому конфликту посвятил свою речь и председатель ОБСЕ, глава МИД Швейцарии Дидье Буркхальтер. "Донецк два с половиной года назад принял пять матчей чемпионата Европы по футболу. Ныне же город контролируют незаконные вооруженные группировки, "Донбасс-арена" пострадала от обстрелов, аэропорт лежит в руинах",— напомнил он, обвинив Москву в нарушении принципов ОБСЕ, согласованных 39 лет назад в Хельсинки. Жестко выступил и глава Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва. Назвав украинский кризис "крупнейшим современным вызовом для организации", он обвинил "одного из участников ОБСЕ" в "нарушении территориальной целостности своего соседа". "Взять на себя ответственность" за происходящее на востоке Украины и вывести из зоны конфликта "незаконные или иностранные наемные силы, военных и армейскую технику" РФ призвала и глава европейской дипломатии Федерика Могерини.
На фоне таких заявлений неожиданно сдержанной оказалась речь госсекретаря США Джона Керри. Он заверил, что у Вашингтона нет намерений изолировать Россию, а восстановление доверия возможно, если она будет выполнять Минский протокол. Таким образом, Керри не стал настаивать на возврате к женевскому формату (Украина, ЕС, США и РФ) — идее, которая не слишком нравится Москве. "Весной на встрече в Женеве Киев не хотел разговаривать с ополченцами. Сейчас же есть минский формат, и его надо развивать,— пояснил "Ъ" источник в российской делегации, добавив: — В случае возврата к женевскому формату нам придется настаивать на проведении Киевом конституционной реформы — этот пункт Женевского соглашения не был реализован".
О том, что "попытки перенести переговоры в другие форматы, в которых не участвуют представители Донецка и Луганска, неприемлемы", заявил вчера и Сергей Лавров. В речи главы российской дипломатии звучало скорее разочарование: "Год назад, когда мы встречались в Киеве, украинскую драму можно было предотвратить. Однако тогда Брюссель наотрез отказался от трехстороннего процесса с участием Украины, ЕС и России, по сути потребовав от Киева пренебречь обязательствами по договору о зоне свободной торговли СНГ. Западные коллеги даже пошли на поддержку антиконституционного госпереворота, подрыв суверенитета Украины, закрыли глаза на раскол общества, насильственные действия ультранационалистов".
После этого господин Лавров дал понять: Украина — лишь один из эпизодов контрпродуктивной деятельности Запада. "Строительство "общеевропейского дома" последовательно подрывалось односторонними действиями: расширение НАТО, создание американской ПРО в Европе, агрессивное продвижение концепции "Восточного партнерства" при отказе даже признавать евразийскую интеграцию, возведение искусственных барьеров для контактов между людьми",— перечислил министр, предупредив о губительности "попыток доказать, что только в рядах НАТО и ЕС можно обрести безопасность и процветание".
Свою позицию Сергей Лавров разъяснил коллегам и лично — он провел десяток двусторонних встреч. По словам собеседника "Ъ" в делегации РФ, рекордное число переговоров связано в том числе и с отменой в этом году традиционного декабрьского заседания Совета Россия--НАТО, в рамках которого обычно и проходил ряд двусторонних встреч. Первый же день заседания ОБСЕ показал: ждать от него предметных итогов вряд ли стоит. Во всяком случае, подготовленная западными странами и Украиной декларация по украинскому кризису вчера так и не прошла.