Конец "Астории"
Романтическая комедия с алкоголем и хеппи-эндом в Париже
Премьера кино
Создатели романтической комедии "Любит не любит" пытаются взбодрить диетическую рецептуру жанра, плеснув в него изрядную дозу алкоголя и предложив в качестве героини проклятую поэтессу, таящуюся под маской проспиртованной звезды журналистики. Предостеречь юных созданий, которые под влиянием этого фильма-сказки ринутся на журфак, хотела бы ЛИДИЯ МАСЛОВА.
Вполне похвально желание автора сценария и режиссера Клима Шипенко немного отойти от надоедливого типажа гламурной телочки, на которую сваливается какая-нибудь "любовь в большом городе", и создать отмеченный хоть какой-то оригинальностью женский образ. В поисках этой оригинальности автор насобирал заинтересовавшие его элементы жизни и творчества некоторых реально существующих людей и слепил из них свою "снежную бабу". Получилась на вид вполне холодная и эгоистичная, молодая и красивая особа, не обремененная изнурительной трудовой деятельностью, зато прекрасно финансово обеспеченная и живущая в свое удовольствие в постоянной готовности немедленно выполнить свой любой каприз. Особо буйной фантазией сценарист девушку не наделил, и ее причуды простираются в скромном диапазоне между приставанием к прохожим в Камергерском переулке с чтением своих стихов и курением в самолетном туалете. И в том и в другом случае невольным участником происходящего становится герой Максима Матвеева, гостиничный менеджер, которого ждет блестящая партия с дочкой (Любовь Аксенова) начальника (Сергей Газаров). Однако под влиянием знакомства с непредсказуемой журналисткой менеджер начинает сомневаться, не рановато ли ему губить свою молодую жизнь в браке по расчету с заурядной барышней, с детства мечтающей о предложении руки и сердца на Эйфелевой башне.
Комическая составляющая сценария продиктована необходимостью как-то скрывать назревающий роман от простодушной невесты (она, как и ее папа, является поклонницей журналистского таланта героини) и во многом сводится к коллизиям из анекдотов "возвращается муж из командировки" — в частности, сначала вынуждена прятаться в шкафу героиня, а потом и ее новый друг. Происходит это в гостинице "Астория", которую приезжает "инспектировать" московский гость, после чего к парижской романтике добавляется и петербургская: танцы в клубе "Жопа", беготня по разводящемуся под ногами Дворцовому мосту... Отдельным номером проходит поездка в монастырь, где работает бабушка героя (Екатерина Васильева), которую безбашенная журналистка предлагает напоить абсентом, чтобы та не спалила внука, навострившего лыжи налево.
Если взглянуть на все это не как на набор анекдотических ситуаций, а как на какой-никакой микрослепок жизни, тот тут "Любит не любит" демонстрирует фундаментальное расхождение с реальностью, на фоне которого мерцают редкие проблески случайных совпадений. То, что героиня пьет виски на завтрак и дерзит главреду (Максим Виторган),— это в общем-то повседневная рутина полной стрессов профессии. То, что корреспондент одинаково гениально пишет и про модные показы, и про авангардные спектакли, не видев ни того ни другого,— лестное преувеличение, но не очень принципиальное.
Однако, увы, жанр романтической комедии перемалывает и переваривает все — и самобытных поэтесс, и строптивых журналисток, выдавая на выходе какую-то заводную Барби-проказницу, которая в общем движется к тому же незамысловатому "женскому счастью", что и все обычные смирные тетеньки, но чуть более извилистой траекторией, со стихами, шутками и мелкими административными правонарушениями. В них, однако, не чувствуется никакой трагической невозможности мирного сосуществования с человечеством в лице аккуратно причесанных и опрятных менеджеров, которые в реальной-то жизни женятся на полезных девушках, а встречаются с интересными. На эту тему делает остроумное выступление один из друзей героя (Юрий Колокольников), который сначала издеваются над беднягой перед свадьбой: "Если я таким стану, ты меня убей, пожалуйста, побыстрее",— а потом предостерегает от опрометчивого решения соскочить. В качестве решающего аргумента колокольниковский персонаж экстраполирует ситуацию на мир кинематографа и описывает, что было бы, если б какой-нибудь актеришка средней узнаваемости осмелился вдруг отменить свадьбу с дочкой Никиты Михалкова, чей пародийный монолог в устах Юрия Колокольникова звучит с пугающим правдоподобием. Это забавно прежде всего потому, что близко к действительности, в которой редко удается усидеть на двух стульях,— либо ты настоящий нонконформист и плохо кончишь, либо ты кривляка, которая играет в независимость и пофигизм, а выгодно продав свой экстравагантный имидж, благополучно оказывается все в том же гламурном, буржуазном и слащавом Париже, на фоне которого под финальные титры сюсюкаются друг с другом Светлана Ходченкова и Максим Матвеев.