Cherchez Mistral
Франция впервые дала понять, что Россия может забыть о вертолетоносце
Вчера французская сторона на высоком уровне — в лице министра обороны Жан-Ива Ле Дриана — впервые заявила, что поставка России вертолетоносцев типа Mistral РФ может быть вообще отменена, если "обстановка на Украине не стабилизируется". Российская сторона при таком развитии событий готова подать исковое заявление в Европейский арбитражный суд с требованием уплатить штрафы и неустойку в общей сумме не менее €3 млрд.
"В настоящее время мы не осуществляем шагов по поставке России Mistral, и вполне возможно, что если необходимых условий не сложится, то мы их России не поставим",— заявил господин Ле Дриан в интервью французскому телеканалу BFM, добавив, что "российская сторона должна отдавать себе в этом отчет". "В случае если сложатся подходящие политические условия, Франция поставит России вертолетоносцы,— продолжил он.— Мы проверим, как будет изменяться обстановка в ходе украинского конфликта, и констатируем, произошли ли необходимые изменения".
Официальной реакции на заявления министра обороны Франции со стороны Минобороны РФ вчера не поступало: высокопоставленный источник "Ъ" в ведомстве объяснил это "накопившейся усталостью от несуразных заявлений французских властей". Зато по ситуации высказался глава МИД РФ Сергей Лавров, заявивший, что ситуация с Mistral является не российской проблемой, а "проблемой репутации Франции". "Контракт заключен и должен выполняться",— сказал он, добавив, впрочем, тоже, что ситуация с этими кораблями уже "немножко надоела". Видимо, "усталость" имеет место и в МИДе.
Напомним: первый из двух законтрактованных в 2011 году Россией Mistral — "Владивосток" — французская корпорация DCNS должна была передать российскому флоту в ноябре, чтобы после окончания работ на верфях STX в Сен-Назере корабль успел прибыть для дооснащения вооружением на "Северную верфь" в Санкт-Петербург до конца года. Более того, корпорация даже определилась с конкретной датой передачи Mistral, выслав приглашения на официальную церемонию 14 ноября спецэкспортеру российских вооружений "Рособоронэкспорту". Но, когда вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин опубликовал копию документа в соцсетях, корпорация отстранила от работы своего сотрудника Ива Дестефаниса, отвечавшего за организацию поставок Mistral в РФ, и передача корабля сорвалась.
А 25 ноября в Елисейском дворце сообщили, что "текущая ситуация на востоке Украины по-прежнему не позволяет осуществить передачу первого корабля", подчеркнув, что президент республики Франсуа Олланд рекомендовал отложить выдачу разрешения на экспорт Mistral "до новых распоряжений". Комментируя это заявление, замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов заявил "Ъ": "Вертолетоносец не является необходимым элементом для развития нашего военно-морского флота, а вот деньги, которые нам вернутся в виде уже заплаченного нами аванса, мы найдем куда потратить более рационально" (см. "Ъ" от 26 ноября).
Как уже сообщал "Ъ", при разрыве контракта Франция будет должна вернуть полную стоимость двух кораблей (около €1,2 млрд), а также уплатить штрафы и пени — в общей сумме €3 млрд. По словам помощника президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимира Кожина, исковое заявление, если Минобороны РФ корабль все-таки не получит, может быть направлено в Европейский арбитражный суд в следующем году.
Однако одними материальными накладками проблемы Франции не ограничатся: все оборудование и кабельные сети "Владивостока" привязаны к российским стандартам, а ангар адаптирован под вертолеты Ка-52К, поэтому переделка вертолетоносца под нужды другого заказчика обернется дополнительными тратами. Предложение американских конгрессменов к генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу о выкупе пары Mistral, предназначенных для России, оказалось также несостоятельным, поскольку бюджет альянса на подобный маневр не рассчитан. Кроме того, отказ от строительства вертолетоносцев для России может вызвать недовольство профсоюзов верфей STX: лидер одного из них Натали Дюран-Пренборнь в своих интервью французским СМИ подчеркивала, что работники судостроительной отрасли "очень обеспокоены возможным разрывом контракта, поскольку над вторым кораблем ("Севастополь".— "Ъ") работает около трех сотен трудящихся верфей и предприятий-смежников".