Король тайский летать на Superjet желает
ГСС стали придворным поставщиком
ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", производитель Sukhoi Superjet 100, нашло первого зарубежного покупателя на свой самолет в ВИП-конфигурации. Три самолета получат ВВС Таиланда для обслуживания королевского двора страны.
ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и власти Таиланда договорились о поставке трех самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) в ВИП-конфигурации для нужд двора короля Пхумипона Адульядета, об этом сообщил ИТАР-ТАСС торгпред России в Таиланде Олег Масленников. По его словам, самолеты физически еще не поставлены в Таиланд, но "контракты уже подписаны". Первый договор на два самолета стороны заключили еще в прошлом году, но в этом августе его расширили еще на один самолет, отметил господин Масленников. Сумма сделки не разглашается. В ГСС отказались от комментариев.
По данным "Ъ", в этом году ГСС выиграла тендер, объявленный королевскими ВВС Таиланда, на поставку самолетов "для административных задач ведомства". Соглашение заключено напрямую с производителем без участия лизингодателя. ВИП-конфигурация выполнена на основе версии SSJ 100 увеличенной дальности (Long Range) и включает рабочую и пассажирские зоны для перевозки до 60 пассажиров. Покупатель получит первые самолеты в конце 2016 года.
ГСС пытается выйти на рынок ВИП-авиации с 2011 года. На авиасалоне в парижском Ле-Бурже в 2011 году состоялся запуск программы Sukhoi Business Jet (SBJ). Его салон может вместить от 13 до 38 пассажиров. Тогда же были подписаны договоры о намерениях с индийской Aviotech на поставку десяти Superjet в бизнес-версии с опционом на десять самолетов. Позднее швейцарский оператор бизнес-авиации Comlux договорился о продаже двух самолетов SBJ и опционе еще на два. Но пока ни одна из этих договоренностей так и не получила реального продолжения. SSJ 100 в ВИП-конфигурации был впервые представлен на авиасалоне МАКС-2013. Но презентация сопровождалась скандалом: Aero Management из США оспорила в суде право на демонстрацию самолета, поскольку его интерьер якобы был позаимствован незаконно. Впоследствии стороны уладили спор. Покупателем самолета выступила лизинговая "Авиакапитал сервис", входящая в "Ростех", в ближайшее время она передаст самолет заказчику "Рособоронэкспорту". Всего ГСС построила 79 SSJ 100 (31 в 2014 году) и поставила заказчикам 49 самолетов.
Каталожная стоимость пассажирского коммерческого SSJ 100 — $35,4 млн. Но его стартовый заказчик "Аэрофлот" получил значительную скидку: цена самолета составила $18,6 млн. По словам господина Масленникова, за счет особой конфигурации салона цена ВИП-конфигурации увеличилась более чем на $6 млн. Гендиректор ООО "Вемина Авиапрестиж" Виталий Романюк (компания делала предложение ГСС по изготовлению ВИП-интерьера SSJ 100) говорит, что стоимость большого самолета с салоном повышенной комфортности увеличивается на 15-30%.
Основные зарубежные игроки этого сектора — Airbus (A318; A318 Elite; A319CJ; A380 Flying Palace), Boeing Business Jet, Embraer (Lineage 1000 Elite). Honeywell Aerospace (производитель двигателей и авионики) оценивает поставки самолетов деловой авиации в 2014-2024 годах почти в 9,5 тыс. машин общей стоимостью $280 млрд, в 2014 году спрос может составить 675 новых самолетов. Почти половина поставок — категория super-midsize jet (перевозка не более девяти пассажиров на расстояние до 5,5 тыс. км). Господин Романюк отметил, что спрос на большие самолеты для деловой авиации меньше по экономическим соображениям: "Судно потребляет больше топлива, требует большего объема обслуживания". Но вице-президент Объединенной национальной ассоциации деловой авиации Евгений Бахтин говорит, что спрос на большие самолеты в бизнес-комплектации стабилен: "Их эксплуатанты не меняют личных предпочтений вне зависимости от ситуации на рынке".