Горный хрусталь: полудрагоценный аристократ
Судьба благосклонна к прозрачным минералам: как драгоценные, так и полудрагоценные камни тем привлекательнее, чем больше сквозь них можно увидеть. Вероятно, дело в том, что бессознательно мы все камни сравниваем с совершенством бриллианта. А может, все проще, и дело в чистоте и незамутненности, которые издревле ассоциируются с чистотой, честностью, добродетелью. Так или иначе, но в прозрачности среди полудрагоценных камней горному хрусталю равных нет.
Каменным льдом называли горный хрусталь в древности: до XIII века люди верили, что горный хрусталь — не что иное, как окаменевший от пребывания под землей лед. Впрочем, и впрямь есть в горном хрустале немало характеристик застывшей воды — это и прозрачность, и мелкие трещинки внутри, и температура: горный хрусталь всегда прохладный на ощупь, какая бы температура ни была в помещении. Это, кстати, один из способов отличить настоящий горный хрусталь от его имитации — хрустального стекла.
Сколько веков горный хрусталь служит человеку, сказать сложно, но точно не меньше нескольких тысяч лет. Древнеегипетские фараоны спасались от зноя, прикладывая к лицу и телу хрустальные шары. Древние скифы почитали горный хрусталь за уникальный амулет, дающий право его обладателю получать от богов всего, что душе угодно... Боги и герои Древней Греции пили сладкую амброзию именно из хрустальных сосудов.
Впрочем, не только небожители: цари и правители подлунного мира также уважали хрустальную посуду. Доказательства тому по сей день хранятся во многих музеях мира: в том числе, в Оружейной палате московского Кремля, где, помимо всевозможной утвари, есть хрустальный самовар, выточенный из цельного куска кварца, принадлежавший Петру I. Такой популярности в придворной жизни горный хрусталь обязан своему бактерицидному свойству: говорят, что сырая вода в хрустальном кубке за несколько часов совершенно обеззараживается. Этим же свойством минерала издревле пользовались и тибетские монахи, лечившие страждущих при помощи хрустального шара. Солнечный свет проходил через приложенный к ране шар, который, таким образом, становился аналогом современной "синей лампы". К слову, в России особенную популярность горный хрусталь обрел во времена правления Екатерины Великой. Причем тогда в моде был не чистые минералы, а с вкраплениями, также известными как "волосы Венеры" или "стрелы Амура". Такие камни, конечно же, приносили успех в делах на любовном фронте.
В ювелирном искусстве горный хрусталь использовался не столь широко. Причина — в его природной хрупкости. Чтобы сделать дырочку в шарике из горного хрусталя, нужна серьезная сноровка и лучший инструмент. А потому хрустальные украшения также долгое время оставались привилегией богатейших вельмож.
В нашей стране в популяризацию горного хрусталя в декоративном искусстве немалый вклад внес Карл Фаберже. Так, самое дорогое пасхальное яйцо из 52, созданных Фаберже для Романовых, — "Зимнее" — изготовлено из горного хрусталя. Сделано оно было в 1913 году по заказу Николая II для своей матери Марии Федоровны. Гонорар ювелира составил 24,6 тыс. рублей — рекордная сумма, до этого никогда еще не выплачивавшаяся золотых дел мастерам за подобную работу. Ныне яйцо составляет гордость коллекции эмира Катара, который приобрел его на аукционе за $9,5 млн.
Сегодня горный хрусталь по-прежнему остается аристократом среди полудрагоценных камней: в своих коллекциях его часто используют самые именитые ювелирные творцы, причем порой в довольно смелых сочетаниях и необычных трактовках. Так, кольцо из горного хрусталя и бриллиантов авторства одной из самых влиятельных ювелирных дизайнеров XX века Сюзан Бельперрон недавно было продано за €386 тыс. А итальянский дизайнер Эльза Перетти создала для Tiffany & Co удивительную коллекцию Cat Island, легкую и чувственную, как сама природа. Использованный в украшениях горный хрусталь облачен в простые природные формы — фасоли, боба, простой капли воды. Компания Montblanc и вовсе сделала горный хрусталь своим вторым "я": ручки и запонки, часы и украшения — кажется, дизайнеры марки просто не знают, где горный хрусталь невозможно было бы использовать. Замечен в пристрастии к прозрачному кварцу и ювелирный дом H. Stern, одну из коллекций которого в позапрошлом году делала сама Диана фон Фюрстенберг: необычное сочетание горного хрусталя с желтым золотом напоминает о творчестве прапрапрадедов современных ювелиров — отсутствие симметрии, нарочито простая фурнитура. На обратной стороне украшений выгравированы надписи — Love, Freedom, Harmony, Truth и другие самые правильные слова-руководства нашей жизни. Наверное, таким образом Диана фон Фюрстенберг сообщила горному хрусталю дополнительную силу оберега, талисмана, амулета. Впрочем, даже без всех этих слов горный хрусталь оберегает и защищает своего обладателя и даже, как говорят, наделяет даром ясновидения.