Немецкую землю потянуло к ГДР
Власть в Тюрингии перешла к наследникам СЕПГ
Премьер-министром федеральной земли Тюрингия в Германии стал представитель партии "Левые" Бодо Рамело. Четверть века спустя после падения Берлинской стены и прекращения существования ГДР к власти пришел представитель наследницы Социалистической единой партии Германии (СЕПГ).
Голосование в ландтаге Тюрингии, на котором Бодо Рамело 46 голосами был утвержден в должности премьер-министра земли, состоялось в конце минувшей недели. "Это день позора для объединенной Германии",— заявил генсек ХСС Андреас Шойер. Еще резче высказался популярный таблоид Bild: "Это голосование, которое поддержали СДПГ и "зеленые",— удар в лицо всем жертвам СЕПГ и оскорбление для всех тех, кто 25 лет назад вышел на улицы ГДР в борьбе за свободу".
Местные выборы прошли в регионе в сентябре. Большинство голосов на них получил Христианско-демократический союз (ХДС) канцлера Ангелы Меркель, неизменно руководивший землей последние 24 года после воссоединения Германии. Однако даже после длительных переговоров консерваторам не удалось найти партнера для создания правящей коалиции и остаться у власти в Эрфурте (столица Тюрингии). Более того, местные социал-демократы пошли на вопиющий, с точки зрения немецкого политического истеблишмента, шаг, согласившись объединиться с "Левыми" и "зелеными". В результате премьер-министром земли стал Бодо Рамело. В созданный союз вошли 46 депутатов — на одного больше, чем у оказавшихся в оппозиции ХДС и популистов-евроскептиков из "Альтернативы для Германии".
В земельные правительства "Левые" входят не впервые. Однако то, что премьер-министром земли может стать представитель "Левых", да еще и в юбилейный год 25-летия падения Берлинской стены, на три месяца стало предметом бурных дискуссий во всей Германии. Недовольство перспективой выбора кандидата от "Левых" успели выразить канцлер Ангела Меркель и президент страны Йоахим Гаук — оба выходцы из Восточной Германии. На демонстрации же к ландтагу Эрфурта выходило до 4 тыс. человек.
Тем не менее на региональном уровне правомерность выборов Рамело не вызывает сомнений, да и политические обещания, записанные в коалиционном соглашении, по мнению большинства экспертов, не выглядят откатом к временам ГДР. Сам новый премьер-министр, 58-летний выходец из Нижней Саксонии (входила в состав ФРГ), в первой же речи назвал ГДР недемократическим государством и пообещал учесть ошибки прошлого. "Дорогой Андреас Меллер,— патетически обратился он к присутствующему в зале давнему другу, который отсидел несколько лет в тюрьме тайной полиции ГДР "Штази".— Все, что я могу сделать,— просить прощения у тебя и твоих товарищей".
Куда более серьезные последствия выборы Бодо Рамело могут повлечь за собой на федеральном уровне. Так, генсек ХДС Петер Таубер уже обвинил входящих в правящую коалицию социал-демократов в затруднении ее работы. "СДПГ утверждает, что решение на земельном уровне никак не влияет на политику на уровне всего государства, но это ошибка",— предупредил он. "Это сигнал для всей страны",— в свою очередь, заявил депутат Бундестага Франк Швабе, намекнув, что союз, аналогичный созданному в Тюрингии, возможен и на национальном уровне,— до сих пор СДПГ отвергала такую перспективу.
По мнению экспертов, голосование в Тюрингии может серьезно повлиять на исход всеобщих парламентских выборов 2017 года. Ведь независимо от заявлений партийных функционеров избиратели будут учитывать, что СДПГ может пойти на союз, до сих пор представлявшийся табу,— с "Левыми" и "зелеными".