12 сложностей онлайн-образования в России
Что мешает рынку онлайн-обучения развиваться и как бороться с этими трудностями
Нежелание тратить время на учебу после получения диплома вуза, отсутствие привычки платить за контент, сложности с интернетом в регионах и разные часовые пояса. Эксперты центра онлайн-обучения «Нетология-групп» назвали все основные трудности онлайн-образования в России и рассказали, как с ними можно бороться.
Нет привычки учиться постоянно
Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетологии-групп»:
— У российских пользователей нет привычки учиться. Люди заканчивают школу и институт, а потом забывают об образовании как о страшном сне. Многие понимают, что учиться нужно, но постоянно находят себе оправдания. Самое частое из них — отсутствие времени.
В результате маркетинг образовательных компаний нацелен не столько на продвижение своих услуг, сколько на борьбу с этими «оправданиями». Пользователям нужно объяснить, что развивать себя надо систематически — инвестировать в это время и деньги. Учеба позволяет естественным образом повышать свою ценность на рынке, расти в карьере и в жизни.
Офлайн-обучению доверяют больше
Юлия Завдовьева, операционный директор «Нетологии-групп»:
— Индустрии мешает недоверие пользователей к самому формату обучения. Они уверены, что офлайн-образование качественнее. Причина подобного явления понятна: в вебе сложнее отличить хороший образовательный продукт от плохого. Сталкиваясь с плохими, люди теряют доверие к любым знаниям, получаемым в интернете.
Жители регионов зачастую вообще не знают, что в онлайне можно чему-то научиться. И здесь образовательный маркетинг вынужден работать на то, чтобы элементарно создать спрос.
Мы решаем эту проблему посредством подробных рассказов о наших преподавателях и их практическом опыте в реальных компаниях. Вместе с ними мы выпускаем полезный бесплатный контент и проводим открытые занятия — в общем, делаем все, чтобы студенты были уверены в уровне тех, кто будет их учить.
Нет привычки платить за образование
Александр Еграшин, директор по маркетингу «Нетологии-групп»:
— Как известно, Россия — это страна бесплатной медицины и бесплатного образования. При этом бесплатное образование зачастую качественнее, чем платное (если сравнивать государственные университеты с частными). В результате у людей возникает стереотип о том, что хорошее образование должно быть бесплатным.
В США и некоторых странах Европы есть четкая установка: если реально хочешь чему-то научиться, заплати. В России проблема усугубляется историческим нежеланием пользователей платить за контент.Бороться с этим можно только одним путем: демонстрировать ценность своего продукта и честно рассказывать, каких конкретно результатов добиваются выпускники.
Дистанционное обучение плохо регулируется законами
Алексей Полехин, руководитель направления онлайн-интенсивов «Нетологии-групп»:
— Законодательная база долгое время работала против сферы онлайн-образования: у вузов были трудности с внедрением дистанционного обучения, а онлайн-центры не могли легализоваться. Только в августе 2013 года вузам дали возможность вводить у себя дистанционное обучение. А вот полноценным интернет-компаниям новый закон никак не облегчил жизнь. Например, чтобы получить лицензию, им по-прежнему придется выполнять абсурдные требования государства: предоставлять справки о количестве парт для студентов, наличии столовой и медпункта. Такая ситуация не позволяет онлайн-центрам выдавать дипломы или сертификаты государственного образца. Люди же хотят «корочку» и идут за ней в офлайн.
По сути, единственный легальный путь для российских интернет-компаний — кооперироваться с вузами. Только в этом случае студенты будут получать образовательные сертификаты и дипломы государственного образца.
Пользователи не привыкли к подписке
Александр Еграшин:
— Подписка — это ключевая бизнес-модель для онлайн-образования. Многие компании монетизируются именно таким способом: например, международная Lynda или языковые сервисы вроде LinguaLeo. Пользователь подписывается на контент, а деньги автоматически списываются с его карты каждый месяц. В западных странах к такому принципу взаиморасчетов относятся спокойно, а в России подписка вызывает массу негатива.
Как эта проблема решается у нас? Во-первых, мы всячески (через интерфейсы и тексты на сайте) доносим до пользователей информацию о том, как происходит оплата подписки. Во-вторых, сотрудники нашего клиентского отдела объясняют каждому студенту, как работают автоматические платежи. Если человек все равно считает, что его обманули, мы возвращаем деньги, и это единственный путь не потерять клиента и не разрушить имидж.
Плохое качество интернета в регионах
Максим Древаль, исполнительный директор «Нетологии-групп»:
— В регионах пользователям сложно смотреть прямые трансляции и загружать объемные видео. При этом недавнее исследование «Яндекса» показывает, что многие регионы пока испытывают затруднения с широкополосным доступом: например, в Дальневосточном федеральном округе средняя скорость интернета примерно в десять раз ниже, чем в Москве. Игнорировать этот факт, конечно, нельзя.
У нас есть специальная формула, по которой мы рассчитываем размер каждого видеофайла. Продакшн-специалист ориентируется на эти данные и выбирает оптимальный способ сжатия ролика. Для прямых трансляций тоже подбирается специальный уровень качества — такой, чтобы картинка не «тормозила» даже при использовании мобильного интернета.
Спикеры не умеют выступать публично
Максим Спиридонов:
— У российских спикеров слабо развиты навыки выступлений. Во-первых, они плохо говорят публично. Зачастую это касается даже профессиональных преподавателей. Как известно, у нас не принято выделять ораторское мастерство в отдельный школьный или вузовский предмет — в отличие, например, от США. Во-вторых, они не умеют правильно подавать знания — структурировать повествование, оформлять понятные презентации и мыслить категориями визуальной информации.
Чтобы решить эту проблему, мы тщательно готовим сценарий курса (за него отвечают продюсеры) и помогаем спикерам с презентациями (для этого есть дизайнер). Одно из решений проблемы — толковый видеомонтаж. Последнее, правда, применимо только для асинхронного обучения.
«Дутые» спикеры
Юлия Завдовьева:
— Надо понимать, что образовательная среда пока в процессе становления. У людей элементарно не сформировался вкус, чтобы отличить хорошие продукты от плохих. Они ведутся на громкие обещания и яркие образы инфобизнесменов, которые работают на инстинктивное желание людей прийти к успеху за один семинар.
Хороший преподаватель — это не человек, который обещает золотые горы, а профессионал, обладающий нужным набором компетенций, практическим опытом и подтвержденными достижениями. Человек без бэкграунда не сможет дать реальные знания и помочь ученикам отточить практические навыки.
Выход один: бросать все силы на то, чтобы выискивать толковых и грамотных спикеров. В случае с профессиональным образованием это несложно, если знаешь рынок. Например, люди, которые делают что-то в интернет-отрасли, нам были известны с самого начала. Мы и сегодня стремимся помогать практикам делиться ценными знаниями.
Недоверие со стороны преподавателей к онлайну
Юлия Завдовьева:
— Есть целая категория преподавателей-теоретиков (в основном из школ и университетов), которые боятся, что при переходе из офлайна в онлайн их лекции потеряют ценность. Как ни банально, но они не понимают, что преподавание — это передача не только теоретических знаний, но и практических навыков. Секрет в том, что современное качественное преподавание предполагает больший упор на практику, а не теорию. Так, например, работает модель Flipped classroom: студенты слушают лекции в онлайне, а практикуются на семинарах.
Нам приходится убеждать преподавателей в преимуществах онлайна: мы развеиваем страхи и объясняем, в чем ценность практики. Менять ментальность непросто: многие хорошие спикеры просто отказываются от сотрудничества.
Низкая компьютерная грамотность преподавателей
Алексей Половинкин, директор по развитию «Нетологии-групп»:
— Многие преподаватели, особенно с классическим образованием, не всегда эффективно работают в Сети. Иногда они не знают, чем почта отличается от Skype, не умеют пользоваться админками, не понимают, как устроены сервисы для проведения вебинаров, а иногда отсутствует даже элементарная компьютерная грамотность.
Чтобы избежать технических проблем, мы привлекаем отдельного специалиста для проведения онлайн-занятий, в обязанности которого входит настройка трансляции, техническая помощь преподавателям, а также модерация чата.
Нет надежных сервисов для проведения вебинаров
Алексей Полехин:
— Не существует русскоязычных сервисов, которые позволяют проводить на 100% качественные трансляции. Везде есть свои недочеты, которые мешают процессу. Мы пробовали почти все, в том числе и западные инструменты с русифицированными интерфейсами.
Пока приходится мириться с недостатками внешнего сервиса, но параллельно мы разрабатываем собственную платформу для вебинаров. Это непростой технологический и дизайнерский продукт, но синхронное образование без него будет неполноценным.
Разница во времени
Алексей Полехин:
— Россия раскинулась сразу в девяти часовых поясах. По этой причине студенты из Хабаровска или Владивостока вынуждены подстраиваться под преподавателей и защищать дипломы ночью. Это, конечно, нельзя воспринимать как проблему, скорее как ограничение.
Мы нашли свой способ «бороться» со временем: публикуем записи прошедших занятий, а также развиваем формат интерактивных курсов, которые можно смотреть с любого устройства и в любое время.