"Иск подан для устрашения менеджмента "ЮТэйр"

Пермская компания "Авиализинг" требует признать "ЮТэйр" банкротом. Соответствующий иск инвестиционно-финансовая организация подала в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа. Старший аналитик инвестиционно-финансовой компании "Метрополь" Андрей Рожков прокомментировал ситуацию ведущей "Коммерсантъ FM" Анне Казаковой.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Причиной претензий истец называет долг перевозчика в 3,5 млн руб. за аренду самолета Ту 154-М. Пока заявление только зарегистрировано в суде, оно может быть принято в течение пяти дней. По информации "Интерфакса", на операционную деятельность "ЮТэйр" иск влияния не окажет. Авиакомпания работает в нормальном режиме.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы этого иска?

— На мой взгляд, перспективы данного конкретного иска невысоки. Я думаю, что задолженность в 3,5 млн руб. авиакомпания "ЮТэйр" сможет достаточно оперативно погасить, и вряд ли дело дойдет до какого-то банкротства компании, поскольку в данном случае сумма претензий незначительная.

— Если сумма претензий незначительная, и это рабочие, что называется, вопросы, почему история всплыла и обсуждается так активно?

— Я думаю, что иск был подан лишь для устрашения менеджмента компании.

— Что, может не заплатить?

— Да, с тем, чтобы поскорее компания приняла меры по выплате этой задолженности. С другой стороны, если посмотреть, несколько дней назад были несколько заявлений от контрагентов компании, которые также требовали от "ЮТэйр" погашения долгов. Сумма претензий примерно оценивалась где-то в 1 млрд руб.

— А можно посчитать, сколько компания потеряет из-за такой, что называется, кампании, которую устроили против нее?

— На самом деле, это достаточно сложно, поскольку негативный фон приведет к тому, что, скорее всего, пассажиры будут более аккуратно выбирать авиакомпанию. Но говорить, насколько это отразится на пассажиропотоке компании, кажется, сейчас преждевременно. Если менеджмент сможет оперативно погасить этот долг, то история будет исчерпана и негативного влияния как такового не будет.

— А как вообще возможное, чисто гипотетическое банкротство "ЮТэйр" может отразиться на российском рынке?

— Если говорить о таком сценарии развития событий, то я не думаю, что это негативно отразится на российском рынке авиаперевозок. Дело в том, что сейчас российские авиакомпании испытывают определенный профицит провозных пассажирских мощностей из-за того, что ожидания в отношении роста пассажиропотока на 2014 год и следующий год, скорее всего, не оправдались, и заказано большее количество самолетов, чем реально нужно авиакомпаниям. Поэтому, на мой взгляд, при самом неблагоприятном сценарии для авиакомпании "ЮТэйр", фактически игрок с долей рынка примерно 8,5% уйдет.

Я думаю, что избыток провозных мощностей будет в определенной степени сокращен, и это позволит российским авиакомпаниям более динамично повышать тарифы на перевозку пассажиров. Тем самым, получится помочь остальным компаниям выйти из сложного финансового положения, в котором они сейчас оказались в связи с тем, что доллар существенно укрепился к рублю и лизинговые платежи, которые у нас деноминированы в долларах в пользу иностранных лизинговых компаний, сейчас существенно возросли. Это позволит российским компаниям выйти из такой сложной ситуации.

Вся лента