Климат ответит за все
Обсуждение посткиотского протокола свелось к вопросам оплаты вины развитого мира перед развивающимся
На климатических переговорах ООН в Лиме на первый план выходит тема финансовой компенсации потерь развивающихся стран от глобализации. Одновременно вопросы климата понемногу становятся объединяющими для целого ряда направлений международного сотрудничества, включая в себя программы социально-экономического развития, прав человека (в том числе на ресурсы), гендерных проблем, миграции и даже социальных конфликтов.
В течение первой недели климатических переговоров ООН в Лиме представители стран работали над черновым вариантом нового глобального посткиотского соглашения, уже получившим неформальное название «Парижский протокол» — в следующем году в Париже планируется его принятие. На этой неделе документ обсудят чиновники, прибывающие на переговоры высокого уровня в Лиму. Россию на них будет традиционно представлять советник президента страны по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий. Кроме того, в делегацию входят представители МИДа, Минэкономики, Минприроды, ряда университетов и исследовательских центров (МГУ, ВШЭ, Гидрометеорологический университет из Петербурга, Поморский государственный университет из Архангельска), а также компаний (в их числе Сбербанк и «Газпром»).
Работа над новым соглашением идет традиционно непросто, хотя критически непреодолимых противоречий за первую неделю перуанского саммита замечено не было. Пока один из ключевых вопросов, как и ожидалось,— статус соглашения и наличие в нем конкретных целей по снижению выбросов. США и ряд других развитых стран выступают за юридически более мягкий вариант, который предусматривает вынесение этих параметров за рамки основного текста и их регулярный пересмотр каждые пять лет. ЕС, Россия и многие развивающиеся страны выступают за более жесткое соглашение, в самом тексте которого будут записаны конкретные цифры, притом что само соглашение должно будет действовать десять лет (с 2020 по 2030 год). «Климатические переговоры требуют слишком многом времени и энергии — соглашение на десять лет дает нам больше политической уверенности, а также стабильности для работы рынков»,— заявил главный китайский переговорщик Су Вэй.
Второй ключевой вопрос касается финансовых потоков от развитых стран к развивающимся, что также должно найти отражение в глобальном договоре. Развивающиеся страны выступают за более серьезные климатические и финансовые обязательства развитых стран по снижению выбросов, адаптации к изменению климата, а также покрытию уже существующих убытков от него. Не все развитые страны готовы взять их на себя, особенно в условиях общей политической нестабильности и роста социальной напряженности и расслоения. Основной источник для финансирования всех необходимых мер — Зеленый климатический фонд пока заполнен примерно на $10 млрд (притом что цель к 2020 году — до $100 млрд в год), буквально к конференции в Лиме о новых вкладах объявили Норвегия, США, Южная Корея.
Представители развивающихся стран ссылаются на то, что, хотя изменение климата было преимущественно вызвано странами Западной Европы и Северной Америки в ходе их индустриального развития за последние два века, основной ущерб и потери от климатических изменений несут страны так называемого глобального Юга — преимущественно регионы Азии и Африки. По их мнению, выделяемых в настоящее время средств на адаптацию к этим изменениям (около $625 млн в год для 100 наиболее уязвимых стран) явно недостаточно. Согласно представленному в Лиме отчету, подготовленному программой окружающей среды ООН (UNEP Adaptation Gap Report), затраты на адаптацию могут возрасти до $200–300 млрд в год к 2050 году, даже если общая температура на планете не поднимется выше чем на два градуса Цельсия (напомним, объявленные к настоящему времени планы снижения выбросов парниковых газов странами пока не позволяют остаться даже в этих пределах).
Кроме того, на переговорах активно обсуждаются вопросы так называемой климатической справедливости и «права на развитие». Развивающиеся страны пытаются оспорить необходимость брать на себя единые обязательства по снижению выбросов парниковых газов с учетом того, что им необходимо подтягиваться в своем социально-экономическом развитии к стандартам, заданным развитыми странами. Эксперты отмечают также тот факт, что развитые страны переносят свои производства в развивающиеся страны или выступают основными потребителями произведенной в них продукции, тогда как выбросы, образовавшиеся в процессе этого производства, относятся на счет развивающихся стран.
В результате на климатических переговорах ООН, по сути, обсуждается численное выражение исторической и экономической «вины» развитого мира перед развивающимся, перевод вопросов постколониализма, неравенства и внешних издержек глобализма в юридическую и финансовую плоскости. Кроме того, примечательно, что климатическая тематика становится как бы объединяющей для большинства аспектов международного развития, включая программы помощи странам, вопросы развития инфраструктуры, защиты от природных катаклизмов, прав человека (в том числе прав коренного населения на землю и ресурсы), миграции, социальные и гендерные проблемы.
Россия, как и ряд других стран постсоветского пространства, оказывается в промежуточной позиции, не имея ни доступа к большей части финансовых программ для развивающихся стран, ни обязательств вкладывать средства в международные фонды. При этом Россия, несмотря на отсутствие этих обязательств, единственная в своей категории доходов на душу населения добровольно платит около 0,18% ВВП развивающимся странам (преимущественно странам Центральной Азии, Кубе, Вьетнаму). В июне 2014 года она также впервые внесла в трастовый фонд Глобального экологического фонда $15 млн.
О чем договорились США и Китай
В ноябре США и Китай договорились о формате нового глобального соглашения по климату, которое должно быть принято уже в 2015 году. Большая часть наблюдателей считает, что достигнутая договоренность серьезно скажется на международном климатическом переговорном процессе. Ряд экспертов полагает, что достигнутые соглашения также могут оказать существенное влияние на мировой энергетический рынок, в том числе на экономику России. Читайте подробнее
Как Россия поддержит зеленую энергетику
В сентябре Россия стала членом Международного агентства по возобновляемым источникам энергии — соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Эксперты “Ъ” надеются, что это решение сможет поддержать зеленую энергетику в РФ, до сих пор находящуюся в начальной стадии развития. Читайте подробнее