"ЮТэйр" пригрозили банкротством
и арестом воздушных судов
В отношении третьего в России авиаперевозчика "ЮТэйр" подано первое заявление о банкротстве. Долг невелик — 3,5 млн руб., но общее количество рассматриваемых в судах дел по долгам "ЮТэйр" превысило два десятка, а сумма принятых к рассмотрению претензий уже больше 700 млн руб. Еще примерно такую же сумму с компании хочет взыскать и лизинговая "Югра СПб".
Пермская лизинговая компания "Авиализинг" 4 декабря подала иск к "ЮТэйр" с требованием признать перевозчика банкротом, сообщается на сайте арбитражного суда ХМАО. Поводом стало "неисполнение "ЮТэйр" судебных решений" на сумму более 3,5 млн руб., это часть платежа за октябрь 2013 года по договору лизинга Ту-154М и проценты за просрочку с января 2011 по ноябрь 2013 года. В суде пояснили "Интерфаксу", что на момент подачи иска с перевозчика уже взыскано около 330 тыс. руб. Гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов назвал претензии "стандартным приемом, которым пользуются кредиторы, часто имеющие малую задолженность", признав, что и сама авиакомпания поступает так же. Он подчеркнул, что с "Авиализингом" у перевозчика "давние и системные разногласия", но заверил, что претензии не отразятся на деятельности "ЮТэйр".
"Авиализинг" действительно уже пытался обанкротить "ЮТэйр", подав иск в 2012 году, тогда перевозчик погасил долг. Но на этот раз претензии к "ЮТэйр" поступили и от лизинговой "Югра СПб", которая намерена взыскать 687 млн руб. (иск подан 3 декабря). В авиакомпании не комментируют эти претензии. Сейчас финансовое положение перевозчика сложнее, чем в 2012 году: в отношении "ЮТэйр" идут уже более 20 арбитражных дел по взысканию долгов в целом более чем на 700 млн руб. "Балтийское финансовое агентство" (БФА) и Альфа-банк требовали наложить арест на средства и имущество компании. Но суд отказал БФА в требованиях по долгу в 603,5 млн руб. из-за отсутствия оснований, а по жалобе Альфа-банка был наложен арест на $11,8 млн. В "ЮТэйр" заявили "Ъ", что обеспечительные меры "излишни" и она обжалует решение. В Альфа-банке готовы обсуждать возможные формы досудебного урегулирования спора, но подчеркивают, что арест требуется наложить и на воздушные суда.
"ЮТэйр" признала ухудшение финансового положения еще летом, объявив о жестких мерах оптимизации работы (сокращение персонала и флота, отказ от неприбыльных маршрутов). В зимнем расписании компания отказалась от 20% рейсов и уволила более 800 сотрудников. Тем не менее, Андрей Мартиросов заверил, что "трудности носят временный характер" и в ближайшее время ситуация стабилизируется. Но исходя из опубликованной вчера отчетности перевозчика по МСФО за 2013 год, его положение уже тогда оставляло желать лучшего. Операционная прибыль сократилась на 80% до 635 млн руб., чистый убыток составил 4,5 млрд руб., обязательства достигли почти 114 млрд руб. (60 млрд руб.— краткосрочные). Структуры группы уже допустили два дефолта по облигациям почти на 2,8 млрд руб.
По мнению Ирины Ступаченко из ИК "Открытие Капитал", помощь компании может оказать ее совладелец "Сургутнефтегаз", поддержавший перевозчика во время кризиса 2009 года. Летом акционеры "ЮТэйр" одобрили решение увеличить уставный капитал в пользу НПФ "Сургутнефтегаза" и ООО "РЕ-Авиа" на 13,8 млрд руб. Но, поскольку средства так и не поступили компании, эксперт допускает, что акционер ждет поддержки государства для всей отрасли. Источники "Ъ" добавляют, что НПФ не может помочь "ЮТэйр" из-за заморозки пенсионных накоплений и во много именно этим объясняется резкое ухудшение ситуации в авиакомпании.
На фоне ухудшения финансового положения, к авиакомпании уже предъявлено более двух десятков исков с требованиями возместить задолженность. Сумма принятых к рассмотрению претензий уже больше 700 млн руб. Вчера Альфа-банк подал еще четыре иска к перевозчику.