ОСАГО упакуют с транспортным налогом
Покупка обязательных автополисов может стать еще сложнее
Воронежский губернатор Алексей Гордеев предложил поправки к закону об ОСАГО, запрещающие продажу полисов без предъявления водителем квитанции об уплате транспортного налога. По мнению воронежских чиновников, это увеличит его собираемость. Выгоду данная инициатива может принести и страховщикам — усложнение покупки ОСАГО поможет сдержать продажи полисов в убыточных регионах.
Сегодня Воронежская областная дума рассмотрит губернаторские поправки к закону об ОСАГО, в случае одобрения они поступят в Госдуму. Закон предлагается дополнить пунктом, который делает обязательным условием заключения договоров ОСАГО представление страховщикам справок об отсутствии долгов по транспортному налогу. "Для многих регионов транспортный налог является проблемным. Доля поступлений во многие региональные бюджеты характеризуется ежегодным снижением при одновременном увеличении количества транспорта, зарегистрированного ГИБДД",— утверждается в пояснительной записке к проекту.
Впрочем, по данным воронежского управления ФНС, сборы транспортного налога в регионе растут: в 2013 году они составили 2 млрд руб. против 1,8 млрд руб. в 2012 году. Собираемость налога в управлении оценивают в 90%. "На начало года недоимка — 700 млн руб., мы смогли ее в течение года снизить до 400 млн",— рассказал "Ъ" заместитель главы департамента экономразвития облправительства Игорь Кумицкий, который должен представлять проект депутатам. Однако и эту сумму он называет достаточно существенной для региона, отмечая, что в случае принятия закона недоимка может быть полностью ликвидирована.
Но в регионе есть и критики проекта. "Предлагается передать сугубо государственные функции администрирования налогов частным компаниям — страховщикам. Это фактически противоречит Конституции РФ",— заявил "Ъ" глава комитета облдумы по законодательству Вячеслав Астанков. "Транспортный налог в регионе собирается неплохо, а вот купить полис ОСАГО в Воронеже и без новой справки крайне сложно, здесь это дефицитный товар",— отмечает и собеседник "Ъ" в областном правительстве.
Проблема покупки полиса существует не только в Воронежской области. На нее жалуются автовладельцы во всех регионах, где бизнес ОСАГО убыточен, а таких в стране, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), порядка 40. По закону страховщики не могут отказать в продаже ОСАГО, но водителям в офисе компании могут заявить об отсутствии бланков полисов. Так что воронежская инициатива может оказаться на руку страховщикам — требование дополнительного документа для оформления ОСАГО усложнит покупку обязательного полиса.
Впрочем, московские лоббисты страховщиков отрицают свое участие в данной инициативе, сдержанно комментируя ее суть. "ОСАГО — один из самых массовых видов страхования, по которому в год заключается до 43 млн договоров, и даже самое незначительное изменение в системе влияет на весь рынок,— говорят в РСА.— Привязка полиса ОСАГО к транспортному налогу требует серьезного анализа с точки зрения последствий".
Защитники прав автовладельцев и вовсе считают инициативу неуместной. "Воронежские чиновники слишком хорошо думают о страховых компаниях. Они и сейчас не сказать что добросовестно выполняют свои обязанности, касающиеся техосмотра. Вряд ли контроль над собираемостью налогов дастся им лучше",— иронизирует глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Хотя проблема собираемости, по его словам, действительно существует, непонятно, зачем регионалы именно сейчас выходят с подобной инициативой, ведь на уровне правительства уже обсуждается вариант полной отмены транспортного налога и включения его в топливные акцизы.