У следствия сложилась картина "В ресторане"
Дело о продаже подделки передано в суд
Как стало известно "Ъ", в Санкт-Петербурге завершено расследование скандального дела о подделке картины Бориса Григорьева, подлинник которой хранится в Русском музее. По данным следствия, сбытом фальшивки занимались трижды судимый уголовный авторитет Михаил Арансон и бывший работник Русского музея, известный эксперт по русскому авангарду, консультант шведского аукционного дома Bukowskis Елена Баснер. Продавцы получили за подделку $250 тыс., следствие квалифицировало их действия как мошенничество.
По данным "Ъ", главное следственное управление СКР по Санкт-Петербургу завершило расследование нашумевшего дела о продаже за $250 тыс. подделки, изображающей картину русского авангардиста Бориса Григорьева "В ресторане". Как говорится в материалах дела, продажей фальшивки занималась авторитетный искусствовед Елена Баснер, долгое время проработавшая в Русском музее куратором отдела искусства XX века. Ее сообщником следствие считает эстонского криминального авторитета, трижды судимого — за кражи, разбой и распространение наркотиков — Михаила Аронсона. Отметим, госпожа Баснер — дочь знаменитого советского композитора Вениамина Баснера, автора песен "С чего начинается Родина" и "На безымянной высоте".
История с покупкой фальшивой картины началась 10 июля 2009 года, когда к известному санкт-петербургскому коллекционеру Андрею Васильеву обратился его знакомый — издатель Леонид Шумаков. Предложив купить у него картину Григорьева "В ресторане", датированную 1913 годом, продавец прислал покупателю по электронной почте ее фотографии, среди которых были и снимки страниц дореволюционного издания "Мой журнал для немногих" со штампами Императорской публичной библиотеки. Работа, предложенная господину Васильеву, была выполнена на картоне и нуждалась в небольшой реставрации. Покупателю она понравилась, тем более что издатель уверял в безупречности истории картины. Намекая что, она несколько десятилетий находилась в собрании коллекционера Бориса Окунева, а после его смерти в 1983 году в отличие от всей коллекции не была передана в Русский музей, а оказалась в частном собрании. Посредник также заверил, что сотрудники Русского музея уже осмотрели работу и уверены в ее подлинности. Осмотрев картину, покупатель заметил некоторые расхождения с фото в дореволюционном каталоге, но связал их с работой ретушера. В итоге "В ресторане" господин Васильев купил за $250 тыс.
Борис Григорьев — русский авангардный художник, эмигрировавший в 1919 году и получивший на Западе известность как портретист и иллюстратор. В 2004 году его работа "Женщина в цилиндре" была продана на аукционе Sothebys за £588 тыс.
В марте 2010 года господин Васильев привез свое приобретение в Москву на выставку "Парижачьи". Там он узнал, что в свое время эксперт Центра реставрации имени Грабаря Юлия Рыбакова уже исследовала эту картину и признала ее фальшивкой. Эксперт обнаружила в красках вещества, которые стали применяться значительно позже смерти Бориса Григорьева. По словам госпожи Рыбаковой, человек, принесший "В ресторане" в центр Грабаря, узнав о результате экспертизы, забрал картину. Акт этого исследования господину Васильеву удалось получить лишь через несколько месяцев, поскольку летом 2010 года в центре Грабаря произошел серьезный пожар. Получив аналогичное заключение в Русском музее, коллекционер обратился в "антикварный" отдел ГУВД по Петербургу и Ленинградской области, в результате было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Интересно, что весной 2011 года, в Русском музее прошла масштабная выставка работ Бориса Григорьева, где была представлена и его картина "В ресторане", которая, как оказалось, все же была передана музею в составе окуневской коллекции, хранилась в запасниках и ранее никогда не выставлялась.
Долгое время следствие топталось на месте, и лишь после личного вмешательства главы СКР Александра Бастрыкина расследованием занялось санкт-петербургское управление его комитета, которое и установило, что фальшивку для продажи представила Елена Баснер, которая долгое время работала в Русском музее куратором отдела искусства XX века, занимаясь в том числе описанием окуневской коллекции. Что касается рецидивиста Арансона, то он, как считает следствие, обеспечивал этой сделке безопасность и в случае возникновения проблем должен был решить их. Действия обоих фигурантов следствием квалифицированы как "мошенничество в особо крупном размере" (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Издатель Шумаков проходит по делу свидетелем. Стоит также отметить, что у следствия были сомнения в подлинности и картины Григорьева, которая хранилась в запасниках Русского музея. Но экспертиза, проведенная в рамках расследования Третьяковской галереей, подтвердив ее подлинность, обратила внимание на значительные вмешательства в работу, которые произошли за время хранения, но при этом не были отмечены в музейных документах.
Получить комментарии у Русского музея вчера не удалось.