К гадалке не ходи
"Яндекс" предскажет будущее
Интернет-холдинг "Яндекс" представил вчера в Париже новое направление бизнеса Yandex Data Factory, которое будет оказывать услуги обработки "больших данных" (Big data). Первые пилотные проекты "Яндекса" связаны с предсказанием будущего: возможных пробок и ДТП, вычислением вероятности техногенных аварий. Решения по обработке данных будут доступны бизнесу по подписке, рассчитывают в "Яндексе".
Услуги обработки данных "Яндекс" предложит компаниям, которые имеют дело с массивами информации, например показаниями датчиков, аудио- и видеозаписями, сведениями о заказах, рассказала "Ъ" глава Yandex Data Factory (YDF) Евгения Завалишина. По ее словам, YDF анализирует не содержание данных, а взаимосвязи между ними. Эти алгоритмы могут применяться в любой отрасли: в банковском деле и телекоммуникациях, логистике и добыче нефти и газа, коммунальных услугах и производстве авиатехники. Сам "Яндекс" использует их в интернет-поиске, таргетинге рекламы, прогнозировании пробок, составлении музыкальных рекомендаций.
Офисы YDF находятся в Москве и Амстердаме. С февраля YDF предложила свои услуги 150 компаниями, сейчас в стадии производства около 20 проектов, из которых 6 готовы к коммерческому запуску. Так, для автодорожной компании "Яндекс" вместе с системным интегратором IBS обработал данные о загруженности дорог, качестве покрытия, средней скорости движения транспорта и аварийности. Это дало возможность в режиме реального времени составлять прогноз заторов и выявлять участки с высокой вероятностью ДТП на ближайший час. Представитель IBS Евгений Кутилов подтвердил существование проекта с "Яндексом". Еще один пилотный проект "Яндекса" связан с предсказанием техногенных аварий на инфраструктуре (см. блиц-интервью на этой странице). Подобные проекты являются уникальными, поэтому крупным компаниям будут стоить "дорого", отмечает она. Но YDF ориентируется на создание типового решения, которое будет доступно среднему бизнесу. В 2015 году YDF определится с предложением и ценой.
По данным IDC, рынок Big data к 2018 году вырастет до $60 млрд. Заместитель гендиректора SAP СНГ Дмитрий Шепелявый отмечает, что игроку на рынке Big data требуются программно-аппаратная платформа, умение превращать "сырые" данные в ценные показатели для бизнеса. Кроме того, нужно понимать, для какого именно процесса "большие данные" будут максимально полезны.
Как сообщили в "Яндексе", в конкурентном поле с одной стороны находятся компании, работающие в инфраструктурном сегменте,— HP, SAP, Intel, SAS, Oracle, Hadoop, где рынок услуг по хранению данных и вычислений "более или менее устоялся". В пока еще не сформированный сегмент алгоритмов обработки и машинного обучения уже устремились прямые конкуренты "Яндекса" — Google, Baidu, Microsoft. "Однако даже у них позиционирование разное, и пока о каких-либо конкретных бизнес-успехах мы не слышали",— подчеркнули в "Яндексе". "У "Яндекса" есть серьезные конкуренты, при этом есть и ряд уникальных технологий и компетенций, которые потенциально могут позволить занять существенную долю рынка",— сообщили в пресс-службе Сбербанка (владеет золотой акцией "Яндекса").
В России рынок больших данных только начинает формироваться, отмечает аналитик IDC Наталья Виноградова. По ее словам, технология наиболее востребована в таких секторах, как финансы, телеком, госорганы и ритейл. К примеру, Сбербанк в 2015 году планируют провести конкурс на создание платформы Big data. "В 2013 году объем рынка программного обеспечения Big data в стране вырос чуть более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом. Основными поставщиками услуг в стране являются SAP, IBM, Teradata",— утверждает госпожа Виноградова. При общей стагнации на российском ИТ-рынке в этом году мы видим рост именно в этом сегменте рынка, говорит Евгений Кутилов. "Появились клиенты — не один и не два,— которые приходят с четко сформулированным запросом на бизнес-аналитику в области потоковых и неструктурированных данных или на интеграцию и анализ разнородных данных — это те задачи, на которые прежде всего и нацелены технологии Big data",— сказал он.