Мобилизация тела
Стареющее население, увеличение числа хронических болезней наряду с необходимостью сокращения расходов на медицину — задачи, над которыми бьются в развитых странах. В развивающихся основные проблемы — недостаточная медицинская инфраструктура, малодоступные населенные пункты, растущая потребность в квалифицированной медицинской помощи. Подключенная медицина может решить многие из названных задач.
Процесс внедрения инновационных технологий в медицине происходит в разных странах по-разному. Лидер в этой области — США, на втором месте — Европа. Согласно исследованию Machina Research, к 2023 году количество подключенных мобильных устройств, используемых в медицинских целях, приблизится к 847 млн штук, в то время как еще год назад их было не больше 100 млн. Почти половина подключений придется на Северную Америку, в Европе с этой целью будет использоваться около 300 млн подключенных устройств. В денежном выражении объем этого рынка будет ежегодно увеличиваться на 17,2% и к 2023 году достигнет около €6,5 млрд.
"Превосходным примером (внедрения ИТ-технологий в медицину.— "Ъ") может служить опыт Хорватии, чуть более чем за десять лет вырвавшейся в лидеры в Европе по уровню развития электронного здравоохранения. Страна заняла третье место, соперничая при этом с Данией, Норвегией и Швецией,— рассказывает Артем Кузнецов, технический директор Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия.— Там на сегодняшний день действует централизованная система здравоохранения, объединяющая госпитали, аптеки и страховые компании. Хорватия полностью перешла на выписку электронных рецептов, ее граждане получают электронное направление на исследования, результаты которых также предоставляются в электронном виде". Аналогичную систему в настоящее время внедряет и Армения, в которой пилотный проект с участием шести здравоохранительных организаций (больниц и страховых компаний) рассчитан на 95 недель.
По оценкам исследования Accenture Research, посвященного уровню цифровизации врачей в восьми странах мира (Австралия, Канада, Англия, Франция, Германия, Сингапур, Испания и США), уже два года назад почти половина врачей (47%) фактически отказались от использования бумаги в своей работе. Учитывая, что электронное хранение данных о пациентах является самым простым примером использования ИТ в медицине, это направление имеет очень большие перспективы в самые ближайшие годы. При этом 91% опрошенных так или иначе используют технологии в своей медицинской практике. Наиболее широко распространено электронное ведение истории болезни пациента (66% опрошенных врачей). 54% докторов используют электронные средства получения результатов исследований своих пациентов, 47% имели доступ к истории болезни пациентов, направленных на лечение другим медучреждением, 36% пользовались электронными напоминаниями о предстоящем визите пациента, 21% выписывал электронные рецепты и еще 20% получали уведомления, когда их пациенты посещали других докторов.
Прием в космосе
На практике заметный экономический эффект приносят даже самые простые решения. Так, SMS-напоминания о назначенном визите к врачу обходятся дешевле, чем несостоявшийся прием. Однако хотя такого рода инновации играют важную роль в построении системы электронного здравоохранения, они не меняют механизмы получения медицинской помощи и структуру этой сферы в целом. Трансформировать медицинскую отрасль на глобальном уровне может распространение мобильных технологий и, как следствие, мобильной медицины (mHealth), которая поможет повысить качество и спектр предоставляемых медицинских услуг, сокращая при этом расходы на здравоохранение.
Предвестник mHealth — дистанционная медицина (телемедицина) — разрабатывался изначально для применения там, где присутствие врача было затруднительно или невозможно. Возможность дистанционного наблюдения за состоянием здоровья человека в режиме реального времени появилась в 1970-х годах и была связана с мониторингом здоровья космонавтов на орбитальных станциях. В середине 1990-х годов французский Институт космической медицины и физиологии (MEDES) занялся разработкой решений по телемедицине для оснащения Airbus A380. В начале 2000-х Air France начала устанавливать на своих рейсах телемедицинские чемоданы, которые позволяли бы провести диагностику пациента на борту самолета и передать эту информацию по спутниковой связи врачам на землю. "Теоретически подобное оборудование позволяет выйти на связь с лечащим врачом человека в критическом состоянии, который, к примеру, может сказать, в каком кармане у его пациента лежат лекарства и что именно ему нужно принять в данный момент",— рассказывает один из специалистов российской космической отрасли, сотрудничавший с французами в ходе разработки этого оборудования, пожелавший остаться неизвестным.
Позднее разработки MEDES по телемедицине стали использовать на морских судах, а сегодня уже многие компании создают аналогичные решения для ежедневного использования. Например, решение Ericsson "Мобильное здоровье" включает коммуникатор (поддерживает GPRS, 3G и LTE) и датчики, которые закрепляются на теле пациента и собирают необходимую информацию: измеряют артериальное давление, пульс, снимают кардиограмму. Затем эти данные отправляются лечащему врачу, который может дать рекомендации по телефону или электронной почте. Таким образом, пациенты постоянно находятся под наблюдением врача без необходимости каждый раз ездить на прием в больницу. В настоящее время разрабатываются аналогичные системы, которые, однако, могут работать без датчиков и, соответственно, использоваться в любом месте и в любое время.
Одним из главных постулатов авторов исследования Института гуманитарных технологий является уверенность, что мобильные технологии призваны кардинальным образом изменить существующую на сегодняшний день структуру системы здравоохранения. Прежде всего речь идет о перемещении фокуса с лечения острых состояний на их раннюю диагностику и предупреждение. Это такие заболевания, как эпилепсия, бронхиальная астма, сахарный диабет и пр. "Исследования показывают, что внедрение системы удаленного мониторинга пациентов, страдающих болезнями сердца, помогает снизить частоту госпитализаций на 27-40%. Статистика говорит в пользу того, что повсеместный доступ к медицинским записям позволяет снизить число визитов в отделение скорой помощи",— говорит Артем Кузнецов из Ericsson.
Стартап Empatica создает браслет, который, реагируя на изменения параметров кожи человека, сможет оповещать пациента, его врачей и близких о приближении эпилептического приступа. Идея такого браслета зародилась в 2008 году, когда основатель компании Розалинда Пикард работала над исследованием, в рамках которого отслеживала изменение уровня стресса у детей с аутизмом за счет измерения уровня электрической проводимости кожи: проводимость повышается пропорционально повышению уровня стресса в организме. Когда госпожа Пикард вдруг увидела резкий всплеск этого показателя у одного ребенка, она решила, что датчики на браслете сломались. Однако тут же после этого у ребенка случился эпилептический приступ. Механизм действия браслета следующий: в тот момент, когда уровень стресса в организме превысит установленную пациентом отметку, он начинает вибрировать. В случае ложной тревоги пациент может его сразу выключить. Если же никакого ответа на вибрацию не поступает, браслет подключается к смартфону и через приложение оповещает врача и членов семьи. В настоящее время уже существуют устройства, которые фиксируют уровень стресса в организме, однако все они действуют на основе акселерометра, что предоставляет значительно менее точные данные, чем датчики браслета Embrace. Использование браслета не только позволит отслеживать эффект от медицинских препаратов, но также сможет значительно облегчить жизнь тех пациентов, которые способны самостоятельно управлять уровнем стресса.
Другой пример — беспроводной астматический датчик Astma Trigger, над созданием которого работает американский оператор связи AT&T. Он сканирует воздух на наличие компонентов, которые могут вызывать астматический приступ, и передает полученные данные на платформу AT&T по обмену медицинскими данными. После этого пациент получает предупреждение о потенциальной опасности на свой мобильный телефон. Эта же компания работает над созданием ингаляторов, снабженных Wi-Fi и GPS, благодаря чему доктора смогут отслеживать природу приступов, а эпидемиологи — исследовать более глобальные тенденции.
Независимый пациент
Другим результатом внедрения мобильных технологий должно стать смещение фокуса с медицинского учреждения на интересы пациента. Неудивительно, что эти тенденции имеют немало противников среди докторов, которые опасаются того, что пациенты могут стать более независимыми. Лишь 27% врачей, принявших участие в исследовании Института гуманитарных технологий, предлагают пациентам пользоваться мобильной медициной для того, чтобы более активно отслеживать состояние своего здоровья, 13% высказались категорически против такой возможности, 42% опрошенных обеспокоены тем, что пациент получит больше независимости. При этом среди молодых специалистов (с опытом работы менее пяти лет) таких оказалось 53%, а активно выступают за использование мобильных технологий всего 24% молодых докторов.
В 2009-2010 годах американская компания WellDoc Inc. провела испытания своей программы для снижения уровня сахара в крови среди 163 пациентов, больных сахарным диабетом. Каждый из участников испытаний получил глюкометр, мобильное приложение и доступ к онлайн-порталу. В ходе исследования пациенты вводили в телефон показатели уровня глюкозы в крови и прочую информацию и в режиме реального времени получали консультации относительно своего общего состояния, рекомендации по диете и пр. В результате исследования общее снижение гликированного гемоглобина (глобулин Ac1 — основной показатель крови, отражающий среднее содержание сахара в крови за длительный период) составило 1,9% по сравнению с 0,7% снижения у той группы пациентов, которые наблюдались обычным способом. Для сравнения: Администрация США по контролю пищевых продуктов и лекарственных препаратов признает эффективными медицинские препараты, которые позволяют снизить уровень глобулина Ac1 на 0,5%.
Разработчики также создают все больше решений, которые позволяли бы пациентам с самыми различными заболеваниями получать медицинские консультации на постоянной основе, не посещая врачей. Примером такой программы является приложение PersonalRN ("Персональная медсестра"). По статистике каждый четвертый человек, перенесший инсульт, в течение месяца после приступа снова попадает в больницу. При этом, по данным основателей проекта, ежегодно расходы здравоохранения США на последствия инсультов составляют около $43 млрд, из них $17,4 млрд приходятся на повторную госпитализацию в течение месяца после первого приступа. Разработчики приложения поставили перед собой задачу обеспечить максимально полное информационное сопровождение пациента в процессе восстановления после кризиса исходя из подробных данных о каждом конкретном случае, которое позволило бы избежать повторных приступов.
"Распространение мобильных технологий и устройств дало мощный стимул к развитию такого направления, как носимая медицина. Смартфоны и другие гаджеты позволяют нам непрерывно и каждодневно отслеживать состояние здоровья. Тело — потрясающий источник информации о здоровье, но чтобы извлекать из этих сведений пользу, необходимо сформировать инфраструктуру для сбора и анализа данных,— рассказывает Артем Кузнецов.— Носимые устройства, такие как Jawbone`s UP и Fitbit, собирают и хранят огромное количество информации и поощряют людей вести более здоровый образ жизни. В будущем эти данные, получаемые в режиме реального времени, помогут быстро подобрать пациенту необходимое лекарство вместо того, чтобы пробовать различные варианты и следить за реакцией организма, как это делается сейчас. Эти устройства — результат совместного использования технологий mHealth и M2M".
По оценкам ABI Research, мировые продажи носимых беспроводных устройств в сфере спорта, здорового образа жизни и медицины составят по итогам текущего года около 42 млн штук. Согласно анализу этого рынка исследовательской компанией Oreon Research, на сегодняшний день объем рынка носимых устройств в денежном выражении составляет $2 млрд, к 2020 году эта цифра достигнет $41 млрд при ежегодном росте на уровне 65%. Подобная динамика позволяет говорить о том, что сегодня мы находимся только в начале трансформации в сфере здравоохранения.
По мнению экспертов ABI, одним из преимуществ подобных устройств является простота, с которой полученные от пользователя данные о состоянии его организма и об образе жизни могут быть переданы с устройства или приложения на другое ПО. Все больше и больше компаний, занимающихся созданием таких приложений, стремятся не просто собирать данные о своих клиентах в виде наглядных таблиц и инфографик, но и предоставлять на их основании рекомендации для выработки врачебных решений. По оценкам ABI, расходы медицинских аналитических центров на обработку данных, полученных благодаря носимым устройствам, достигнут к 2019 году €37,6 млн. Для сравнения: общие расходы на анализ big data в текущем году, как ожидается, превысят €131,8 млн.
На сегодняшний день, когда люди научились почти всему — разве что телепортацию пока не освоили, главным становится не технология, а решение, которое с ее помощью может быть реализовано. Американская компания Wearable Intelligence сняла небольшой ролик, с помощью которого показала, какой может стать медицина через несколько лет, используя технологии, которые сами по себе уже мало кого могут удивить. Видео продолжительностью три с половиной минуты демонстрирует, как многочисленные устройства и средства связи, используемые в здравоохранении, позволяют взаимодействовать различным специалистам при поступлении пациента с инсультом. Санитар бригады скорой помощи с помощью Google Glass передает парамедику в госпиталь историю болезни, информацию о возможной аллергии, видео и фото пациента — к моменту прибытия в больницу врач обладает исчерпывающей информацией, что позволяет ему сэкономить время, которое в подобной ситуации критично. Далее в присутствии пациента происходит телеконференция парамедика с другим специалистом, который тут же делится своими соображениями относительно дальнейшего лечения пациента.
В последнем вагоне
В России термин "телемедицина" по-прежнему вводит многих в недоумение, электронная медицина сводится, как правило, к дистанционной записи к врачу и внесению результатов обследования в компьютер, а наиболее популярными носимыми устройствами являются браслеты, стимулирующие их обладателей вести более активный и здоровый образ жизни.
По оценкам Ericsson, 23% владельцев смартфонов в Москве хотят фиксировать всю свою физическую активность. Из них 58% хотят использовать браслеты и 55% — кольца. "Согласно нашим исследованиям, владельцы смартфонов убеждены, что интерактивные сенсорные датчики будут использоваться во всех жизненных сферах: от здравоохранения и общественного транспорта до жилых помещений и офисов. Так, например, 55% московских пользователей уверены, что в ближайшее время им будут доступны технологии удаленного медицинского контроля",— считает Артем Кузнецов.
"Если говорить об электронных картах и записях к врачу, а также возможности получить доступ к любым исследованиям, которые проводятся в пределах одного здания,— рентген, МРТ, анализы, то в московских больницах все это существует уже примерно шесть-семь лет,— отмечает кандидат медицинских наук врач ортопед-травматолог Европейского медицинского центра (EMC) в Москве Алексей Афанасьев..— Практика дистанционных наблюдений за состоянием пациента в государственных клиниках затруднена по двум причинам: во-первых, сами устройства — глюкометры, ЭКГ-холтеры — приобретаются за счет пациента, а они стоят довольно дорого. Вторая проблема заключается в обучении докторов: многие просто не знают, что такие возможности существуют, или не умеют этим оборудованием пользоваться".
Пока наиболее полный спектр медицинских услуг на базе инновационных технологий доступен лишь пациентам частных медицинских центров. "Что касается дистанционного мониторинга состояния пациента, то мы проводим ЭКГ-наблюдения и мониторинг гликемии,— рассказывает Алексей Афанасьев.— Пациент вешает холтер, и лечащий врач может в любой момент отследить его электрокардиограмму. То же самое с глюкометром, подключенным к Wi-Fi. ЭКГ и уровень сахара в крови — это два показателя, которые необходимо отслеживать в динамике. Что касается других инструментальных исследований, то существуют программы на базе облачных решений, куда пациент может загрузить свои данные, а доктор — их посмотреть".
При этом все больше российских компаний осознают необходимость инновационного подхода к решению медицинских задач и те возможности, которые он открывает. Системный интегратор "Ринтех" (входит в группу "АйТи") занимается разработкой информационных систем регионального и федерального уровня и решений в сфере страхования. Одним из решений компании является автоматическая система дистанционного мониторинга показателей здоровья человека "Монитор здоровья", которая позволяет дистанционно передавать и обрабатывать различные медицинские показатели лечащему врачу для принятия оперативных решений.
Помимо крупных интеграторов проекты, посвященные мобильной медицине, реализуют также венчурные компании, которых в России появляется все больше. Среди наиболее успешных примеров — проекты "Кнопка жизни" и "НормаСахар". Первый представляет собой службу помощи пенсионерам и людям из повышенной группы риска, которые оказываются в экстренных ситуациях. В случае падения или резкого ухудшения состояния человеку достаточно нажать на кнопку на своем устройстве — браслете или телефоне. Сигнал поступает в диспетчерский центр "Кнопки жизни", оператор которого вызывает экстренные службы, а также оповещает о случившемся родственников, соседей или иных доверенных лиц. В Европе подобные системы оповещения существуют уже несколько десятков лет и реализуются на государственном уровне, объемы работы "Кнопки жизни" в масштабах нашей страны пока еще довольно скромные.
Стремление изменить принципы работы современной системы здравоохранения в России стало главным стимулом для создания проекта "НормаСахар", который отслеживает состояние больных сахарным диабетом и позволяет в режиме реального времени получать рекомендации специалистов.
"В создании "НормаСахара" я не ориентировался на американский опыт. Более того, о том, как работает WellDoc, я узнал уже постфактум,— рассказывает генеральный директор и основатель системы Александр Подгребельный.— Я ориентировался на свое собственное чувство злости и досады. Откуда оно взялось? А вот представьте себе, чем обычно занят врач-диабетолог в поликлинике на потоке. Он вынужден разбираться в огромном количестве бумаг, причем все сведения разрозненные. Тут дневник самонаблюдения пациента, там история болезни, еще где-то данные анализов, в четвертом месте собственно рекомендации и результаты коррекции терапии. У врача практически не остается времени на то, чтобы подумать. А ведь от качества его думания напрямую зависит качество лечения больного". В настоящее время "НормаСахар" насчитывает около 10 тыс. зарегистрированных пользователей. По оценкам компании, каждый день эта цифра увеличивается на 20-40 человек, а через полгода может удвоиться. По мнению Александра Подгребельного, наиболее перспективными могут стать проекты в различных областях ургентной медицины: "Там, где нужно принимать важные решения по стратегии и тактике лечения как можно скорее, не теряя времени на доставку больного в клинику. Чтобы диагноз можно было ставить точно и сразу. А пока больного везут, уже готовиться к операции или сложной манипуляции". Опыт показывает, что техническая возможность создания современных медицинских центров, использующих инновационный мировой опыт, есть. Получит ли он широкое применение, пока остается вопросом. По мнению специалистов Ericsson, первые результаты внедрения проектов по созданию электронной системы здравоохранения могут быть видны уже через год, однако на полную разработку и интегрирование системы электронного здравоохранения уходит до десяти лет: необходимо провести обучение медперсонала, сформировать административный ресурс, а также получить поддержку не только государства, но и больниц, и инвесторов.