Акт милосердия впишут в рамки закона
СПЧ и Совет федерации готовят реформу института помилования
Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов предложил Совету федерации совместно подготовить предложения президенту по реформированию института помилования и закон об амнистии. Пока сенаторы и правозащитники не договорились, будут ли это новый федеральный закон или поправки к действующему законодательству. Замглавы комитета СФ по конституционному законодательству Константин Добрынин полагает, что рабочая группа из членов СФ и СПЧ завершит работу в указанный президентом срок.
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, выступая вчера в СФ на круглом столе по вопросам реформы института помилования, напомнил, что представить к 1 июня 2015 года предложения по его совершенствованию совету поручил президент после встречи с СПЧ в октябре (см. "Ъ" от 5 декабря). Сенаторам глава СПЧ предложил совместно "поработать над двумя законами — о помиловании и амнистии". "Госдума не должна каждый раз начинать с чистого листа, спорить о том, кто должен попасть под амнистию. Должны быть общие принципы, общий порядок объявления и применения амнистии",— пояснил господин Федотов, отметив, что "сейчас говорят о миграционной амнистии, налоговой амнистии, а закона нет". Действующая процедура помилования, не исключает правозащитник, может ограничивать "права президента, а помилование — акт милосердия высшего лица государства". "Надо подумать о расширении института, возможно, распространить его на привлеченных к административной ответственности. До конца тысячелетия число помилованных росло из года в год, а потом указом президента был определен другой порядок работы с ходатайствами о помиловании. И статистика резко пошла на убыль",— заявил глава СПЧ, отметив, что "не готов оценить, хорошо это или плохо".
Напомним, порядок рассмотрения ходатайств о помиловании прописан в указе президента от 28 декабря 2001 года "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ". Им Владимир Путин упразднил работавшую с 1992 года комиссию по вопросам помилования при президенте и создал аналогичные комиссии в субъектах РФ.
Замглавы комитета СФ по конституционному законодательству Константин Добрынин привел собственные данные о снижении числа помилованных: "В 1999 году было помиловано президентом 7018 человек, а в 2002-2014 годах — 775, при этом в течение этого года было подписано всего два указа о помиловании". Сенатор считает, что надо изменить "слишком громоздкую" процедуру рассмотрения ходатайств, расширить число лиц, имеющих право ходатайствовать, включив в них родственников и адвокатов. Также, по его мнению, требуют пересмотра "вопросы материального и экономического характера" — нужна единая позиция о тяжести преступлений осужденных, возмещении ущерба потерпевшим, виде помилования (освобождение, снижение срока наказания, замена наказания более мягким видом, в том числе приговоренным к смертной казни).
Замначальника правового управления ФСИН РФ Алексей Юношев сообщил, что в Федеральную службу исполнения наказания "на сегодняшний день подано 3338 ходатайств о помиловании, которые переданы для дальнейшего рассмотрения". Однако глава комиссии по вопросам помилования в Санкт-Петербурге Алексей Козырев уверен, что "институт помилования вообще не работает". По его словам, комиссия "рассмотрела 250 заявлений, но рекомендовала помиловать всего двух человек". Господин Козырев уверен, что нужно "восстановить федеральную комиссию по вопросам помилования" и дать региональным лидерам "право на помилование по нетяжким преступлениям". Адвокат Андрей Гривцов также считает, что федеральная комиссия необходима. Кроме того, он предложил регламентировать в законе процедуру назначения членов комиссий и ее заседаний.
Правда, вчера участники круглого стола не смогли договориться о форме будущего документа. "Сначала я думал, что нужен закон, теперь вижу, что нужны точечные поправки к указу президента",— заявил господин Добрынин. Он заверил "Ъ", что поручение президента рабочая группа из членов СФ и СПЧ выполнит в срок, а президенту будут предложены оба варианта — и законопроект, и поправки. Член СПЧ, экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова считает "неважной" форму документа. А вот федеральная комиссия, по ее мнению, нужна: "Федеральная комиссия может служить альтернативой аппаратным решениям администрации президента, где обсуждаются ходатайства президенту о помиловании".