Кредиты под шубой
Банки ждут изменения поведения потребителей
В будущем году обувь, одежда и мебель в кредит будут пользоваться большим спросом у населения, чем лидирующие сейчас в предпочтениях граждан ссуды на электронику и бытовую технику. Крупнейшие игроки рынка кредитования в торговых сетях уже готовятся к смещению акцентов в своем бизнесе. Несмотря на дороговизну шуб и мебели, в кризис спрос на них считается более стабильным, чем на телефоны и телевизоры, не говоря уже об обуви, потребность в которой насущнее. Впрочем, полной уверенности в успехе реформирования портфелей у банкиров нет.
Как показал проведенный "Ъ" опрос топ-5 банков, лидирующих в сегменте кредитования в торговых сетях (ХКФ-банк, ОТП-банк, Альфа-банк, "Русский стандарт", Русфинанс-банк), большинство из них (за исключением "Русского стандарта", он не ответил на запрос "Ъ") ожидают в первом квартале 2015 года падения спроса на кредитную электронику и бытовую технику. Прогноз ХКФ-банка — минус 10%, Альфа-банка — минус 10-20%, Русфинанс-банка — минус 20%. В ОТП-банке количественный прогноз не предоставили, заявив: "Падение спроса в новом году вполне возможно". Причины — рост цен из-за ослабления рубля и удорожания кредитов для предприятий плюс снижение реальных доходов покупателей (из-за того же рубля и повышения цен на продукты питания и товары повседневного спроса), говорит глава департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александр Воронин.
Все опрошенные "Ъ" представители банков топ-5 готовятся хотя бы отчасти заместить снижающийся спрос на кредиты на технику ссудами на покупку обуви, одежды (наиболее популярное направление — кредиты на покупку дорогостоящих шуб, дубленок, кожи и пр.) и мебели. Эти направления кредитования банки развивали и ранее, но сейчас планируют активизироваться в них.
Снижение спроса на кредитную обувь, одежду и мебель на фоне общей экономической ситуации также прогнозируется, указывают в ОТП-банке, но по разным причинам в меньшей степени.
"Потребность в кредитовании обуви и одежды существует у потребителей с более низким уровнем дохода, нежели в кредитовании дорогой мебели и изделий из меха и кожи, однако спрос на первую категорию товара более стабилен",— уверен директор по развитию бизнеса потребкредитования и стратегических партнерств Альфа-банка Дмитрий Жиздюк. Кредиты на обувь будут расти, уверены и продавцы обуви. "Будет снижаться покупательная способность населения вследствие роста цен (на обувном рынке в среднем он составит 20% в весенне-летнем сезоне) и замедления роста доходов. Кредитные предложения будут стимулировать снижающийся спрос: для людей будет сложнее сразу оплатить пару, в том числе в случае покупки обуви на всю семью, поэтому покупатели будут чаще прибегать к кредитованию или рассрочке платежа, если обувная сеть предоставляет такую возможность",— указывают в компании "Обувь России". Там подтверждают, что во втором полугодии столкнулись с ростом интереса банков к предоставлению кредитов на обувь. "Доходы у населения не собираются расти, а цены на обувь и другую кожаную продукцию придется корректировать из-за серьезного роста валютных курсов",— говорит и директор по маркетингу и рекламе компании "Альба" Станислав Колосков. "В связи с этим не каждый потребитель сможет позволить себе приобрести качественную кожаную обувь и все чаще будет пользоваться удобными кредитами (рассрочками и т. д.)",— согласен он.
Другая ситуация с кредитами "на шубы". "Кредитование изделий из кожи и меха рассчитано на сегмент потребителей с более высоким доходом, который более устойчив к изменениям макроэкономической среды, а следовательно, будет показывать большую стабильность, чем кредитование электроники и бытовой техники",— указывает господин Жиздюк. В одном из крупнейших продавцов изделий из кожи и меха компании "Снежная королева" подтверждают — спрос стабилен: "Прогнозируем, что продажи в кредит сегмента одежда в 2015 году будут на уровне 2014 года". Там отмечают, что "банки проявляют значительный интерес к сотрудничеству".
И даже мебель в кризис берут лучше, чем телефоны и телевизоры. "При покупке электроники клиент, как правило, руководствуется импульсным решением, тогда как покупку мебели (средний чек на которую больше, чем при покупке в кредит телефона или бытовой техники) клиент планирует заранее — а значит, спрос на нее более стабилен. Кроме того, по нашим прогнозам, цена на электронику будет расти быстрее, чем цена на мебель, что также скажется на спросе",— считает Александр Воронин. К тому же продажи мебели (в отличие от одежды или обуви) меньше подвержены фактору сезонности, а значит, более стабильны. "В настоящее время мы наблюдаем рост продаж мебели в кредит. Мы регулярно получаем запросы от банков",— сообщили в пресс-службе ИКЕА Россия.
У ряда банков планы замещения кредитов на электронику и бытовую технику шубами, обувью и мебелью уже даже имеют количественное представление. По словам вице-президента, директора департамента потребительского кредитования ХКФ-банка Александра Антоненко, в настоящее время на кредиты, выданные на покупку электроники и бытовой техники, приходится порядка 55% портфеля POS-кредитов банка. Оставшиеся 45% портфеля приходятся на кредитование одежды, обуви, мебели, стройматериалов и услуг (медицина, образование, туризм и проч.). "В первом квартале доля кредитов на электронику и бытовую технику к другой части портфеля снизится минимум на 50%, в основном за счет роста кредитования одежды, обуви, мебели и ряда услуг",— указывает господин Антоненко. В Альфа-банке на бытовую технику приходится около 30% портфеля POS-кредитов, менее 10% составляют ссуды на мобильные телефоны. Остальное — кредиты на другие товары и услуги. Там ожидают сокращения доли сегмента кредитов на мобильные телефоны до 5-6% от портфеля. Это сокращение будет замещено кредитами на обувь, одежду, мебель и др. В Русфинанс-банке на ссуды на телефоны и бытовую технику приходится 30% POS-портфеля. Ожидается снижение доли таких ссуд до 25%, замещать их в банке планируют в основном кредитами на мебель. "В сегменте кредитования мебели мы видим дополнительные возможности для роста, в частности, в 2015 году мы планируем наращивать долю текущих партнеров и открывать новые точки",— уточняет господин Воронин.
Впрочем, в 100-процентном успехе такого замещения участники рынка не уверены. Здесь тоже многое зависит от внешних и внутренних факторов, а также неопределенности относительно продолжительности действия взаимных санкций и масштаба их влияния на российскую экономику, указывают в "Снежной королеве". Впрочем, в текущих условиях, как указывает господин Антоненко, банкиры рассчитывают, что изменение акцентов в POS-кредитовании позволит хотя бы частично поддержать портфели на прежнем уровне. Обратное чревато ростом просрочки.