"Слава богу, это игрушечное око, а не глаз органов"
Андрей Бильжо об "Оке Саурона" над Москвой
Следовало спросить москвичей, хотят ли они появления "Ока Саурона" над городом, заявил ТАСС протоиерей Всеволод Чаплин. Светящийся зрачок из "Властелина колец" Джона Толкина должен появиться над небоскребами "Москва-сити". Ведущая "Коммерсантъ FM" Оксана Барыкина обсудила эту тему с Андреем Бильжо, известным художником, писателем и ресторатором, а по образованию — психиатром.
"Можно, конечно, пытаться обратить все это в шутку, сказать, что это игры. Но на самом деле Саурон придуман Толкином как образ сил зла", — заявил Чаплин. 10-метровую видеопроекцию "Ока" установят на крыше одной из высоток в ночь на 11 декабря, в день премьеры заключительной части кинотрилогии "Хоббит", которая поставлена по мотивам книги Толкина.
— Андрей Георгиевич, как вам такое заявление Чаплина?
— Я, честно говоря, не скажу, что я — большой знаток и поклонник Толкина.
— Мы с вами заодно: я вообще прямо изучала, что это такое.
— Да, но я-то, может быть, вчера и полночи сидел и изучал, но я смотрел предыдущие фильмы, во-первых, немножко читал просто для того, чтобы не отстать. Мой внук — большой поклонник, и мой сын в свое время все это читал, и поэтому мне нужно было быть в курсе, но я, конечно, подзабыл всю эту бесконечно интересную терминологию этого автора, который был и профессором Оксфордского университета, и филологом, и замечательным писателем, создал целый мир.
Мне только непонятно одно: почему Всеволод Чаплин ставит на одну черту и на одну плоскость такие вещи, как религия и сказки? Фэнтези — сказка, конечно же. Почему он, будучи умным человеком, не понимает, что это — не одно и то же, если он говорит свои речи, как всегда.
Он очень энергичный, но почему-то для меня все высказывания Всеволода Чаплина — со знаком минус, потому что он как-то очень уж отрицательно заряжен, какое-то зло, если уж мы говорим о добре и зле, в его речах, его словах, его глазах как молния сквозит. Хотя этого быть, как мне кажется, у православного священника не должно ни в коем случае. Он говорит, что если бы носить и поместить крест, то какое бы было негодование у верующих других конфессий и так далее.
Как можно сравнивать элемент сказки и главный символ христиан? Для меня это — абсолютно разные вещи, но это все равно, что в праздник какой-нибудь фольклорный поместить бабу Ягу, например — абсолютный символ зла из многих сказок русского фольклора. Но разве бабу Ягу кто-нибудь сравнивает чем-нибудь из Библии? Или Кащея Бессмертного? Или Соловья-разбойника? Ну, нет же! Чем это не Соловей-разбойник?
Хотя история Толкина, конечно, гораздо сложнее, гораздо глубже, и он говорит, что Саурон — ничто не бывает изначально злом, но злом становится — это глубоко философская мысль. Злым и человек, и некое существо — пускай, даже сказочное — становится по мере обстоятельств — кто-то удерживается, а кто-то нет.
В этом смысле для меня, если мы говорим о зле и добре, зло — это когда зло прячется за добрыми словами, когда прикрывается доброй одеждой из слов, когда всевозможные словесные формулы прикрывают открытое зло. В этом смысле у Толкина есть то, что Саурон стремился к порядку и к некой чистоте через хаос.
В этом смысле есть очень много похожего. Но, слава богу, что это игрушечное, пускай, и большое око, а не глаз органов, которые от нас скрыты, но которые, возможно, за нами смотрят и все время нас корректируют или смотрят из нас с голубого экрана телевизора и прячутся за добрыми словами, но часто творят зло. В этом смысле, к сожалению, Русская православная церковь не является исключением, она почему-то стала очень агрессивной, вместо того, чтобы быть очень доброй и стремиться к любви, и часто творит не очень хорошие вещи или закрывает на них глаза.
Давайте не путать кино и сказки с какими-то важными духовными вещами. Будьте здоровы, держите себя в руках и относитесь все-таки не настолько серьезно к вещам несерьезным, относитесь серьезно к вещам серьезным и думайте над ними. Всего вам доброго.