Великий шелковый путь
Мануфактура Hermes
В 1937 году компания Hermes создала первый шелковый платок. Он имел форму квадрата-каре 90x90. Рисунок изображал сидящих за столом дам (фольклорных Dames Blanches), вокруг которых ездили запряженные лошадьми омнибусы (выпуск его был приурочен к открытию автобусной линии от площади Мадлен до Бастилии). "С самого начала платок Hermes задумывался как объект, а не просто аксессуар",— говорит Пьер-Алексис Дюма, креативный директор дома Hermes и внук Робера Дюма, отвечавшего за выпуск первого платка в 1937-м.
С тех пор каре Hermes успели стать предметом коллекционирования (говорят, что самая большая их поклонница — королева Великобритании Елизавета II, приобретающая чуть ли ни сотню платков в год), шелковое производство сильно расширилось, методы модернизировались, но главное остается неизменным с 1937 года — оригинальный дизайн и ручной труд.
Мануфактуры, занимающиеся созданием платков, расположены в Лионе и его окрестностях — главном шелковом центре Франции, но великий шелковый путь каждого платка начинается не там, а в Париже. Именно здесь создаются эскизы — в том случае, когда их придумывает один из штатных дизайнеров фирмы или же тогда, когда принимается решение о воспроизведении того или иного платка. Так как раз было с каре Jeu des omnibus et Dames blanches, который перевыпускали несколько раз. В 2007 году по случаю 70-летия его создания он вышел в "юбилейном" размере 70х70. И Hermes не был бы собой, если бы платок просто скопировали: его переосмыслили в совершенно новой цветовой комбинации.
Здесь же утверждаются эскизы платков — в том случае, когда их разрабатывает сторонний художник. Hermes сотрудничает с четырьмя десятками независимых мастеров, а кроме того, получает тысячи эскизов в год от желающих стать соавтором шелковой картины. Среди самых знаменитых художников — Анри д'Ориньи (52 года с Hermes, он же придумал дизайн знаменитых часов Arceau) и Дмитрий Рыбальченко, а также авторы совместных проектов: несколько раз дизайн платков создавался в сотрудничестве с Commes des Garcons, Жозефом Альбером, Сугимото, Даниэлем Бюреном.
Кто бы ни создал эскиз, права на него выкупаются как на черно-белый рисунок. Объясняется это просто: каждый платок изготавливают потом примерно в десяти разных цветовых вариантах. Изначально расцветок и того больше: артистический директор женских коллекций дома Hermes Бали Барре вызывает команду колористов в Париж и дает им несколько вариантов гамм. Выглядит каждая гамма как информация к размышлению: листы с прикрепленными лоскутами ткани или кожи, вырезками с фотографиями ясного неба или картинами Ротко, в которых помечен нужный оттенок. "Для меня выбор цветов очень иррационален и интуитивен. Меня может вдохновить посещение выставки или путешествие,— говорит Бали Барре.— Гаммы мы создаем и утверждаем вместе с Пьером-Алексисом Дюма и Лейлой Меншари (директор по колеровке Hermes.— "Стиль"), но это не готовые рецепты для колористов, а скорее способ донести до них нашу идею".
Далее эскиз отправляется в Ateliers A.S. в местечке Пьерр-Бенит (Pierre-Benite) под Лионом, на лионскую кухню. "Кухню" в весьма прямом смысле. На фабрике Hermes краски именно что "готовят", пользуясь тщательно оберегаемыми рецептами. На основании 40 базовых цветов колористы Hermes уже придумали порядка 75 тыс. оттенков, секрет создания каждого хранится в так называемой книге рецептов. Самый простой — от двух до четырех базовых колеров и гуммиарабик. "Нет плохих цветов, есть плохие комбинации",— уверена Лейла Меншари.
Среди 75 тыс. оттенков колористы Hermes отбирают нужные вариации — для одного платка их может понадобиться и 20, и 45 — и создают 15-20 версий эскиза в цвете, из которых в Париже оставят около десяти. Этот десяток цветных эскизов отправляется в расположенное в 50 км от Лиона местечко Бургуан, где находится фабрика, создающая макеты для печати на шелке.
Поначалу, вернемся в 1937-й, размер печатных форм был меньше размера платка, а оттого на старых платках Hermes можно видеть несостыковки цвета или "пробелы" — правда, сегодня такие платки считаются раритетами, за ними гоняются и покупают за немалые деньги. Довольно быстро технологию начали совершенствовать. Первое усовершенствование было изобретением мастер-макета в виде деревянной рамки с натянутым на нее шелком, позднее имеющее свойство рассыхаться дерево заменили на сталь, но главная революция произошла после Второй мировой. Шелковая Франция — тут уж кому война, а кому мать родна — открыла для себя куда более устойчивый материал для мастер-макетов: парашютный нейлон. Прилетел он сначала в Нормандию, вместе с американскими военными. С тех пор технология остается практически неизменной: мастер-макеты создаются в нейлоне со стальной рамкой. На них наносятся элементы рисунка, разделенные по цветам, которые потом отпечатываются на шелке — от темного к светлому, от малых элементов к большим.
Сам процесс разделения рисунка на цвета — для последующего создания рамок по их количеству — практически не менялся. До сих пор каждый цветной эскиз обрисовывается вручную: сначала контур, потом отдельно элементы каждого цвета (закрашиваются черным). Так создаются прозрачные "слайды". На создание одного "слайда" с контуром при помощи карандаша и самой высокотехнологичной на этом этапе работы ручки, напоминающей машинку татуировщика, уходит порядка 100 часов. На прорисовку всех слайдов — около 1700 часов. Всего этим непростым делом в шелковом производстве Hermes занимаются 22 человека. Проверяют они свою работу, складывая все слайды стопкой: если хоть кусочек идеального черного квадрата останется прозрачным, значит, где-то была допущена ошибка. Семь лет назад Hermes ввел дополнительную проверку, компьютерную. В ателье появился мастер, работающий с планшетным рисунком, он в многократном увеличении просматривает слайды и дополнительно правит линии.
Готовые слайды сканируются и с них отпечатываются рамки для печати. Последнее происходит по методу фотопечати — с негатива на позитив. Эскиз элемента наносится на натянутый на рамку нейлон (это делается вручную, и тут важно, чтобы все рамки всех цветов были натянуты с одинаковой силой), далее рамка прокрашивается синей эмульсией, а затем обрабатывается последовательно при помощи фотографической желатины и ультрафиолетового излучения в 500 ватт (в течение одной минуты). Бывшие изначально прорисованными черным линии высвечиваются, и рамка становится готовой для печати.
Сама печать производится на той же фабрике, где и колеровка. Здесь, кстати, работают не только с шелком, нить для которого получают из Бразилии, но и с кашемиром из Внутренней Монголии. Отпечатываются платки на длинном, не менее 150 метров, с единым шелковым полотном, столе, по которому движутся рамки с отдельными элементами рисунка — фабрика Hermes считается единственным в мире обладателем печатных столов такой длины. После этого цвет стабилизируют паром, а потом платки проходят стирку и сушку.
Далее платки разрезаются, отправляются на подрубку — она тоже делается вручную (и это, как подчеркивают лионские мастера, французская подрубка, при которой край заматывается с изнанки наружу для подшивки, итальянская подрубка делается ровно наоборот) — и проходят несколько раз контроль качества. И контроль этот не уступает спартанскому: любое несовершенство, будь то маленькая точка или неровный стежок, для изделия смерти подобны.
Лучшие, прошедшие за два положенных года все круги производства Hermes, отправляются в бутики. И при этом в каждом магазине ассортимент будет различным: байеры вольны выбирать из десятка цветовых комбинаций каждого платка. Недавно у каре Hermes появился и свой виртуальный дом, нарисованный иллюстратором Пьером Мари,— La Maison des Carres, в котором собрана сменная экспозиция из 600 шалей, лент, шарфов и палантинов разного дизайна, и эта онлайн-выставка постоянно меняется. Всего с 1937 года работниками шелкового производства Hermes было создано более 2000 образцов. И каждый из них рассказывает в рисунке и цвете свою собственную историю.