Лодка в лесу
Фонд современной культуры Louis Vuitton
Еще в 1990-х французский дом Louis Vuitton, известный своими чемоданами и сумками, но никак не одеждой, за которой сегодня стало не стыдно записаться в очередь, заинтересовало современное искусство. Обретенный маркой в 1997-м дизайнер Марк Джейкобс сумел привести модную линию одежды к тому, что без нее уже не смог обходиться ни один глянцевый журнал и ни одна считающая себя современной женщина. Именно он в начале 2000-х решил совместить знаменитый орнамент из литер L и V, придуманный в 1896 году сыном основателя Louis Vuitton Жоржем Вюиттоном, с граффити анархиста от искусства и моды Стивена Спрауза. С тех пор марка постоянно привлекала художников: с ней работали и Джули Верховен, и Такаси Мураками, снова превративший великий орнамент в произведение искусства. Сумки дизайна Мураками стали продаваться и, что важнее, покупаться, по цене его поп-артовских шелкографий.
Но что Джейкобс! (сейчас женским направлением марки руководит другой гений от моды и искусства — Никола Жескьер). Сам глава концерна Louis Vuitton Moet Hennessy (LVMH) Бернар Арно всегда был неравнодушен к искусству. Он давно мечтал о здании для художественных коллекций Fondation Louis Vuitton. Он сам выбрал архитектора — им стал притцкеровский лауреат Фрэнк Гери. Тут-то и началось. То Гери вдруг оказывался слишком современным для французов, то Булонский лес, где в итоге все-таки расположился фонд,— неподходящим местом для нового музея. Благодаря поддержке мэрии Парижа все удалось: Гери представил первые проекты в 2004-м, Арно утвердил лучший в 2006-м, и в 2011-м, преодолев все препятствия, стройку возобновили. Открыли Fondation Louis Vuitton совсем недавно — в октябре 2014-го.
Недовольными на этот раз оказались некоторые архитектурные критики. Они говорили, что главный "авангардный стеклодув" современной архитектуры, спроектировавший сложнейший Музей Гуггенхайма в Бильбао, пошел самым простым путем. Всего-навсего придумал 2,5-уровневое здание с какими-то стеклянными крыльями. Они вопрошали, где же фирменный размах Гери, несмотря даже на то, что он был совершенно очевиден.
Это сложное и воздушное здание, выглядящее словно разорванная штормом, но летящая в безопасное будущее парусная лодка, сообщает всем об основном направлении деятельности концерна LVMH. И это не продажи и не привлечение новых покупателей — это искусство жить и творить, четко обозначая направление своего движения. Fondation Louis Vuitton несет с собой важную образовательную функцию, а также дарит (в самом прямом смысле — здание отойдет городу через 55 лет) Парижу невероятную возможность гордиться не только Центром Помпиду и Эйфелевой башней, но и хищными крыльями нового дома современного искусства. Здание, построенное Фрэнком Гери по просьбе Бернара Арно, и само по себе гигантское произведение искусства, ко всему прочему определяющее облик города и привлекающее сотни тысяч туристов.
Прогулки по Булонскому лесу теперь стали приятными. Забвение 30-летней давности сменилось сверкающими потоками инвестиций в прилегающую к лесополосе недвижимость и преображением всего района. Все меньше криминала, все больше бриллиантов, 500-евровых банкнот, дорогих автомобилей и восстановленных особняков. Fondation Louis Vuitton оказался тут к месту — он дает новое ощущение современности. Помимо запоминающегося облика, придуманного великим архитектором, здание обрело вполне разнообразную жизнь.
В первом "эпизоде" представления нового фонда ценителям различных видов искусства (всего их планируется три — до сентября 2015-го) акцент сделан на самом здании и его сочетании с музыкой, театром и современным искусством. Тут уже прошла и серия концертов главных электронщиков 1980-1990-х — группы Kraftwerk, на стенах появились плотные одноцветные полотна минималиста Элсуорта Келли, а 17 декабря с именем Contact открылась выставка датско-исландского художника, признанного мастера паблик-арта Олафура Элиассона, которая продлится вплоть до 16 февраля 2015 года. Как и его самые главные работы (искусственное Солнце в Tate Modern в 2003-м, подсвеченные водопады, разбросанные вблизи главных достопримечательностей Нью-Йорка в 2008-м), новая выставка органично вписана в пространство фонда и кажется его логичным продолжением. Желтые призмы, один из основных предметов инсталляции, под разным углом расставлены вокруг пруда. Их свет выводит посетителей из мрака и возвращает обратно — тем самым автор планирует менять восприятие посетителей относительно окружающего их пространства, устраивая им своеобразное космическое путешествие в стенах и за стенами фонда. В новом здании фонда запланированы и другие не менее важные мероприятия: концерты классической музыки, выставки художников как уже признанных, так и начинающих, которых поддерживает Фонд Louis Vuitton, а также показ произведений великих художников и скульпторов из личного собрания Бернара Арно, среди которых Маурицио Каттелан, Альберто Джакометти, Эд Аткинс, Сигмар Польке и другие. Изменив раз и навсегда облик романтичного и, безусловно, эклектичного Парижа, здание Fondation Louis Vuitton апеллирует к главному — к возможности современного человека принимать радикальные изменения. Без них невозможно никакое будущее, никакой прогресс, никакое запоминающееся искусство.