Сцена для экспериментов
Спектакли в рождественские каникулы
"Рассказы Шукшина"
Режиссер: Алвис Херманис
Театр наций, 24 декабря
Василий Шукшин — идеальный автор Алвиса Херманиса: латышский режиссер известен своей ностальгией по всему ушедшему и вниманием к частной жизни людей. Но на самом деле его спектакли устроены сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Херманис создает на сцене некую идеальную, глянцевую деревню — с гармошками и разноцветными рубахами — и одновременно показывает большие фотографии настоящих деревенских жителей. Прежде чем начать репетиции, режиссер с актерами (в главных ролях здесь — Евгений Миронов и Чулпан Хаматова) ездили в родное село Шукшина, где и были сделаны эти снимки.
"Год, когда я не родился"
Режиссер: Константин Богомолов
Театр п/р О. Табакова (на сцене МХТ имени Чехова), 26 декабря
Москва, 1970-е. Олег Табаков в роли партийного чиновника, у которого в семье все не так. Пьеса Виктора Розова "Гнездо глухаря", по которой создан спектакль, интересует Богомолова постольку, поскольку в брежневском застое он видит зарождение всего происходящего в России сегодня: молодые циники 1970-х, такие как зять героя Табакова, лет через 30-40 готовятся стать хозяевами страны. В этом спектакле актеры существуют с той достоверностью, которую мы чаще встречаем в кино, чем в театре. Тщательно восстановленный советский быт будто бы загнан в кинопавильон, дальние комнаты можно видеть только благодаря камерам. Кстати, если вы перейдете по ссылке "Год, когда я не родился" на сайте Театра Табакова, там есть виртуальная экскурсия по декорациям спектакля.
"Иллюзии"
Режиссер: Иван Вырыпаев
Театр "Практика", 27 декабря
Четыре актера рассказывают о четырех персонажах — этого требует пьеса Ивана Вырыпаева, который когда-то стал драматургом только для того, чтобы получить материал для своего идеального спектакля. У исполнителя в этом театре нет роли как таковой — он выступает проводником между текстом и публикой. И зритель вступает в эмоциональный контакт будто бы не с персонажем, а с обычным человеком, который выражает собственное отношение к тому, о чем он говорит. В запутанной мелодраме под названием "Иллюзии" мы никогда не узнаем истинных отношений между героями, о которых рассказывают актеры, потому что единственная постоянная величина — это то, что они рассказывают.
"Триптих"
Режиссер: Петр Фоменко
"Мастерская Петра Фоменко", 27 и 29 декабря
Одна из последних работ покойного Петра Фоменко — по Пушкину. В ней, по словам критиков, режиссер наметил еще один путь, по которому мог бы пойти его театр.
Фирменный фоменковский стиль первого действия с куплетами и фортепиано — скорее самоирония режиссера: после изящного анекдота под названием "Граф Нулин" будут трагический "Каменный гость" и фарсовая "Сцена из Фауста". Спектакль начинается как водевиль и заканчивается всемирным потопом. Это первая постановка "Мастерской", которая работает со сложной архитектурой нового здания. Во втором, "мадридском" акте действие перемещается прямо в фойе, на лестницы и в галереи.
"Пушкин. Дуэль. Смерть"
Режиссер: Кама Гинкас
МТЮЗ, 28 декабря
1837 год, поминки Пушкина. Женщины все как одна претендуют на роль единственной возлюбленной поэта, а друзья винят себя в его гибели. Приурочив премьеру — она состоялась в 1999 году — к 200-летию со дня рождения Пушкина, Кама Гинкас по подлинным воспоминаниям современников поэта создал спектакль, который идет в необычном пространстве — в абсолютно белой комнате, где были показаны его знаменитые постановки по Достоевскому. "Пушкин. Дуэль. Смерть" — отличное начало для близкого знакомства с театром: здесь есть все, чего можно от него ожидать. Смотреть надо сейчас, пока спектакль еще идет: 15 лет в репертуаре — большой срок.
"Русскiй романсъ"
Режиссер: Дмитрий Волкострелов
Театр наций, 29 и 30 декабря, 5 и 6 января
Молодого режиссера Волкострелова уже называют одним из главных героев российского театрального процесса. В последнее время он использует спектакль как повод, чтобы поговорить о разных феноменах искусства и культуры. Теперь, после шестидесятничества, концептуализма и драматургии абсурда, Волкострелов неожиданно занялся исследованием русского романса XIX века. И один из самых авторитетных московских фестивалей — NET (Новый европейский театр) — включил его спектакль в свою программу. Так же поступаю и я, потому что интересно будет в любом случае.
"Гамлет | Коллаж"
Режиссер: Робер Лепаж
Театр наций, 7 и 8 января
Еще одна постановка мировой знаменитости в коллекции Евгения Миронова: здесь он играет сразу всех героев "Гамлета" под руководством Робера Лепажа. Чтобы перенести на сцену киноприемы, канадский режиссер использует самые современные технологии театральной механики и компьютерного моделирования. Универсальный актер в универсальном пространстве — таков самый краткий пересказ его спектакля для Театра наций. Куб-трансформер, в котором работает Миронов, наклоняется под разными углами; рисунок на трех его плоскостях меняется, имитируя то комнату в замке, то часовню, то каюту корабля. Из люков появляются мониторы и мебель. Этой махиной управляет огромная команда механиков — когда она вместе с Евгением Мироновым и его дублером Владимиром Малюгиным выходит на поклоны, понимаешь, каких стараний все это стоило.
"Захудалый род"
Режиссер: Сергей Женовач
Студия театрального искусства, 9 января
В этом театре вам либо нравится все, либо не нравится ничего. Семейную хронику "Захудалый род" по прозе Николая Лескова я выбрал только потому, что это визитная карточка студии Сергея Женовача — с этого спектакля началась ее новая жизнь в здании бывшей фабрики, принадлежавшей семье самого Станиславского. Если эта постановка вам нравится, можете уверенно смотреть и другие из репертуара Студии театрального искусства — там примерно то же самое: интеллигентный и немного старомодный драматический театр. Сюда непременно нужно приходить заранее, чтобы прогуляться по фойе, с большим вкусом стилизованное под дореволюционное (проектом интерьера занимался один из наших лучших театральных художников Александр Боровский).