Умный шляпник
Выставка Филипа Трейси в Москве
Последний раз произведения британского дизайнера Филипа Трейси в Москве можно было увидеть в 2007 году. Именно поэтому новую выставку его работ пропускать не стоит. Она называется "Филип Трейси: Шляпы в XXI веке" и проходит в Доме Черткова, что на Мясницкой улице. В экспозиции — более 120 предметов, из них 75 шляп, созданных дизайнером в разные годы, а также обложки журналов, эскизы, арт-работы и видеоинсталляции.
Каждое произведение Трейси занимательно само по себе. Это и ободок с Элвисом Пресли, и знаменитая шляпа с губами, и телефонный аппарат, а еще футуристичные шлемы, электрические лампы, геометрические фигуры, средневековый корабль, сфера с сотней бабочек, машущих искусно сделанными крыльями, устрица, лобстер, крылья птиц, маска Мэрилин Монро, знаменитая благодаря Энди Уорхолу банка супа "Кэмпбелл" — вот лишь небольшая часть того, что создал рыцарь ордена Британской империи и пятикратный обладатель премии Британской ассоциации дизайнеров. Его работы были признаны критиками арт-объектами и выставлялись в важнейших музеях мира: в Метрополитене, в Музее Виктории и Альберта, в Британском музее и многих других.
Единственный в мире эксперт по шляпам haute couture работал над созданием оперных и театральных постановок, над множеством поколенческих фильмов ("Секс в большом городе", "Гарри Поттер" и многие другие). Его произведения давно уже стали частью истории моды и поп-культуры XX века: 46-летний ирландец смог отразить в своих работах черты эпохи, успел оказать влияние на множество других дизайнеров и поработать с легендами. Среди тех, для кого Трейси создавал головные уборы, которые очень условно можно назвать шляпами, The Rolling Stones, Мадонна, Принс, Брайан Ферри, Бой Джордж, Леди Гага, Бритни Спирс, Грейс Джонс, Майкл Джексон.
Начиная c 1991 года Трейси играл важную роль в показах модных домов, таких как Chanel, Givenchy, Valentino, Versace, Giorgio Armani, Ralph Lauren и, естественно, Alexander McQueen. С Александром Маккуином знаменитого шляпника связывало не только общее видение образов, но и преданная любовь к одной музе — стилисту Изабелле Блоу. Именно она открыла обоих миру. Блоу посвящена большая часть созданных Трейси произведений: для нее 23-летний выпускник курсов Королевского колледжа искусств в Лондоне исполнил свой первый официальный заказ — рыцарский шлем. Она же представила молодого смельчака всем значимым на тот момент героям модного мира: от Маноло Бланика до Карла Лагерфельда. На предыдущую выставку Трейси, показанную в 2007 году в Русском музее, "Когда Филип встретил Изабеллу" они должны были приехать вместе, но незадолго до открытия Блоу умерла. Трейси не было видно несколько месяцев, а когда он вновь появился, стало заметно — его работы еще смелее, чем прежде: вспомнить хотя бы совместную с Маккуином коллекцию сезона весна-лето 2008 года "La Dame Bleue" — Трейси часто признавался, что именно Блоу заставляла их идти дальше в своих безумствах, говорила, что они недостаточно смелые и дикие, что им нужно дать себе больше свободы. Что же, спустя семь лет невозможно отрицать, что ее слова пошли дизайнеру на пользу: он перестал себя ограничивать и, похоже, расстался со многими страхами. Но главное, что удалось Филипу Трейси,— это вернуть шляпам утерянное в конце XX века значение: он превратил их в объекты роскоши, он позволил им стать украшением и сделал важнейшими вещами в гардеробе любого человека, следящего за модой.