"15 лет делалось все, чтобы глубже насадить Россию на нефтяную иглу"
У нас еще есть время слезть с нефтяной иглы. С таким заявлением выступил Дмитрий Медведев в интервью пяти российским телеканалам. Однако, по словам премьера, надо понимать, что для диверсификации современной экономики в России потребуется не год, не два и даже не десять. Партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин обсудил тему с ведущей Дарьей Полыгаевой в эфире "Коммерсантъ FM".
Как заявил Дмитрий Медведев, "на это уйдет еще довольно значительное время. Потому что мы 40 лет жили в условиях, когда наша экономика в полной степени зависела от нефти".
— По вашему прогнозу, все-таки сколько времени потребуется России, чтобы слезть с пресловутой нефтяной иглы?
— Во-первых, очень трудно комментировать такие заявления, которые абсолютно не соответствуют действительности. Какие 40 лет на нефтяной игле? Как и 15 лет назад, когда к власти приходило нынешнее руководство страны, в федеральном бюджете меньше 9% занимали доходы от нефти и газа.
В этом году, благодаря усилиям этого руководства, доля нефтегазовых доходов в бюджете составила 52%. То есть 15 лет эти товарищи делали все, что от них зависело, чтобы глубже насадить Россию на нефтяную иглу.
Теперь они говорят, что им этих 15 лет не хватило, да еще и обвиняют своих предшественников в том, что они, оказывается, сидели на нефтяной игле. Это очевидные глупости или демагогия.
— То есть Россия, в общем-то, только подсела на нефтяную иглу, и о том, чтобы слезть с нее, даже пока речи не идет?
— Абсолютно никакой речи. Это по контрасту, например, с Норвегией. Одновременно на российском шельфе открыли большие запасы нефти и газа и на норвежском шельфе. Норвегия, благодаря сотрудничеству с самыми передовыми технологическими компаниями мира, стала пионером и лидером во многих отраслях высокотехнологичной индустрии оборудования и софтвера.
Россия села на импорт иностранной техники, иностранных технологий, ничего своего абсолютно в этот момент не развивая, а только гнобя неразумной государственной политикой и идиотской налоговой системой.
— То есть Россия, можно сказать, нефтяные деньги в эти тучные годы фактически проела?
— Абсолютно проела. Если посмотреть, сколько триллионов рублей мы за это время получили и куда их бухнули… Посмотрите на зарплаты ведущих руководителей "Газпрома", "Роснефти" или правительственных чиновников.
— Тем не менее, Медведев говорит, что время, чтобы слезть с нефтяной иглы, есть. А какие-то действия предпринимаются, чтобы сделать это сейчас?
— Я очень сомневаюсь, что этот руководитель что-то может сделать. Этот премьер-министр одного из крупнейших нефтеэкспортирующих государств путает в своих выступлениях тонны с баррелями. Он просто не знает, в чем исчисляется объем добытой нефти и в чем исчисляются цены. При таком "компетентном" руководстве, я думаю, ни с какой иглы слезть не придется.
— А что нужно сделать, чтобы все-таки как-то диверсифицировать экономику?
— Вы помните анекдот про слесаря, который сказал: "Систему менять надо"? Вероятно, что-то нужно делать структурное для того, чтобы эти товарищи, которые 15 лет подряд использовали огромные природные богатства, чтобы сделать страну зависимой от спекуляций на рынке нефти, что-то с ними надо делать?
— Насколько подходящее время, чтобы сейчас говорить о том, чтобы диверсифицировать экономику? Или совсем не подходящее?
— Я очень боюсь, что время очень сильно ушло от нас. Надо идти к передовым странам, говоря: "Ребят, мы очень сильно от вас отстали, давайте вместе что-то сделаем с технологие". Вспомним ту же самую Норвегию. Нищая была страна, кроме сушеной трески она ничего особо и не экспортировала. Пришли, сказали: "Давайте вместе, помогите нам, и мы сделаем". И сделали из нее передовую технологическую страну.
— Михаил Иванович, если будет все-таки, предположим, принято решение, что мы слезаем с нефтяной иглы, развиваем экономику, сколько времени на это может уйти?
— Тут сказать совершенно невозможно. Если опять цены вдруг каким-то чудом повысятся, то опять будем их проедать. При этом руководстве другого не получится.
— Как вы считаете, почему изначально было принято решение не развивать российскую экономику?
— Это не решение, это гигантский соблазн, огромные доходы. Зачем нам развивать, например, частные производства, зачем развивать частные компании, которые будут заниматься инновацией, заботиться о своих акционерах?
Давайте из всего этого сколотим гигантскую государственную компанию, то есть частную собственность чиновников, которые будут паразитировать на бюджете. Компания будет фактически не развиваться, а списывать все убытки на народные деньги, на бюджет, а доходы распределять между прикормленными какими-нибудь подрядчиками, которые будут получать контракты и раздувать на них сметы.
Это то, что мы видим в "Газпроме". Мы видим сейчас раздувание всего чего можно, государственной собственности в "Роснефти". Умышленно политика проводится такая, чтобы и инициативу, и технологическое развитие, инновации и какую-то инициативу вообще просто похоронить, обобрать эту экономику, как липку, и красиво заявить: "давайте слезать с нефтяной иглы".