Принуждение к мировой
Сбербанк инициирует проверку бенефициара агрофирмы «Северная»
Как стало известно „Ъ”, Сбербанк хочет привлечь к уголовной ответственности свердловского бизнесмена Олега Хана, в действиях которого банк усмотрел признаки преднамеренного банкротства агрофирмы «Северная» (33% долей принадлежат областным властям). В ноябре арбитражный суд удовлетворил иск банка о досрочном взыскании с агрофирмы 1,1 млрд рублей. По сведениям „Ъ”, банк предполагает, что господин Хан намерен перевести деятельность агрофирмы на подконтрольные предприятия, не являющиеся должниками по кредитам. Юристы отмечают, что доказать факт преднамеренного банкротства банку будет сложно, уголовные дела по данной статье возбуждают крайне редко.
По сведениям „Ъ”, Сбербанк подал заявления в свердловскую полицию, прокуратуру и следственный комитет о привлечении Олега Хана к уголовной ответственности за его недобросовестное поведение как основного бенефициара ООО «Агрофирма „Северная”» (по данным СПАРК, 33% долей принадлежат свердловским властям, 67% — Олесе Хан, супруге Олега Хана). В его действиях банк усматривает признаки преднамеренного банкротства (ст.196 УК РФ) и мошенничества при получении субсидий (ст.159 УК РФ). «Недобросовестное поведение выражается в отказе от заключения мирового соглашения, в затягивании судебных процессов, в переводе деятельности на другие предприятия и в отсутствии желания погасить задолженность перед кредиторами», — уточнил „Ъ” собеседник, знакомый с ситуацией. В пресс-службе Уральского банка Сбербанка факт подачи заявлений подтвердили, отказавшись от подробных комментариев. Оперативно получить комментарии правоохранительных органов вчера не удалось.
Напомним, в ноябре Свердловский арбитражный суд удовлетворил иск Сбербанка к агрофирме «Северная» о досрочном взыскании 1,125 млрд рублей долга по пяти кредитам предприятия, выданным в 2010, 2011 и 2013 годах („Ъ” подробно писал об этом 20 ноября). Решение еще не вступило в законную силу. Апелляционная жалоба со стороны агрофирмы пока не подана. Иск был подан после того, как в начале года в арбитраж поступили 12 исков о банкротстве агрофирмы. Все они впоследствии отказались от своих требований без указания причин либо в связи с выплатой им долга. Параллельно в арбитраже рассматривается дело, в котором агрофирма пытается доказать недействительность части кредитного договора, по которой банк может досрочно взыскать средства. Он будет рассмотрен 12 декабря.
По данным „Ъ”, в заявлении банка указывается, что часть из заявленных кредиторов может находиться под контролем Олега Хана, а задолженность независимых кредиторов возможно перекупается подконтрольными ему компаниями, которые тоже вступают в процесс банкротства. Кроме того, как предполагает банк, ряд предприятий, конечным владельцем которых является Олег Хан, намерены продолжить финансово-хозяйственную деятельность и извлекать прибыль в условиях фактического банкротства агрофирмы через подконтрольное ООО «ТоргМаг», которое не является ответчиком по обязательствам агрофирмы перед Сбербанком.
Ранее Сбербанк и Олег Хан вели переговоры о заключении мирового соглашения, однако в последний момент он не согласился с условиями банка. «Когда стало понятно, что арбитражный процесс близок к завершению, Олег Хан выразил желание встретиться с руководством банка. На встрече было решено, что агрофирма „Северная” предоставит в банк документы для оценки текущего состояния залога и разрешит допуск сотрудников на производственные площадки. Пока из обещаний выполнено только одно — разрешено посещение производственных площадок для осмотра предмета залога», — добавил собеседник „Ъ”. Как ранее сообщали в банке, задолженность предприятия полностью обеспечена его имуществом, которое будет реализовано в случае, если агрофирма не сможет вернуть деньги. Связаться с представителями агрофирмы вчера не удалось, в компании не отвечали на звонки. Телефон Олега Хана был недоступен.
В региональном министерстве АПК заявляют, что агрофирма заинтересована в переговорах о рассрочке кредитов. «У обеих сторон это желание есть и сейчас мы пытаемся вывести переговоры к общему знаменателю», — говорит министр Михаил Копытов. По его словам, агрофирма генерировала убытки, поскольку только на одной из двух ее площадок (на Красноуральской) заменено оборудование. «Сейчас она работает стабильно. Она вторая по производству в области и по итогам года произведет 27 тыс. тонн мяса птицы», — рассказал министр.
Юристы скептически оценили возможность возбуждения уголовного дела о преднамеренном банкротстве. «Эта статья довольно редка в судебной практике. Дело в том, что по данной категории дел необходимо доказать тот факт, что руководитель или учредитель фирмы-банкрота заведомо знал, что совершает сделки, которые приведут к банкротству компании. В данном случае, дело осложняется и тем, что банк давал компании кредиты, которые явно выдавались после взвешивания всех рисков и явно по ним проходили платежи — что не подтверждает версию о том, что у руководства компании был умысел на хищение денег. Так что, учитывая сложность доказывания, перспектив возбуждения уголовного дела не много», — пояснил „Ъ” почетный адвокат России Николай Мельник.