Коллекторам забили долг
Кризис довел рынок до первого банкротства
Сложная экономическая ситуация напрямую начала отражаться на бизнесе коллекторов. Если раньше речь шла лишь о снижении рентабельности бизнеса, то теперь дело дошло до первого заметного банкротства. Несостоятельным по суду признан достаточно крупный и старый игрок — Русская долговая корпорация (РДК). Помимо ухудшения платежеспособности заемщиков заметную роль в этом банкротстве сыграла и проводимая ЦБ расчистка банковского рынка. Компания так и не получила оплату за переданные в работу долги от лишенного лицензии в ходе расчистки Мастер-банка.
Несостоятельной Русская долговая корпорация была признана решением московского арбитражного суда в конце ноября: активов агентства оказалось недостаточно для погашения имеющейся задолженности. Полная версия решения опубликована в картотеке арбитражных дел. Это первый случай банкротства заметного игрока на российском коллекторском рынке. До сих пор коллекторам, не имеющим желания или возможности продолжать деятельность, удавалось продать бизнес либо свернуть его, не доводя до банкротства. То, что это все же произошло, по мнению участников рынка, логичное следствие ухудшения платежеспособности заемщиков из-за закредитованности и ухудшения общей экономической ситуации в стране.
Примечательно то, что РДК является достаточно старым и заметным игроком на рынке взыскания проблемных долгов — агентство работало с 2005 года. Это частная компания. Ее основным бенефициаром является Роберт Абдуллин. Вчера господин Абдуллин через своего официального представителя Елену Тимину отказался от комментариев относительно банкротства РДК.
По данным "Ъ", неудачи постигли РДК сразу по двум направлениям деятельности — по покупке плохих банковских долгов и работе с ними по агентской схеме. В 2010 году именно РДК выиграла первый тендер на продажу проблемных долгов, объявленный госбанками. Компания купила большой портфель плохих кредитов ВТБ 24 (на 4 млрд руб.; см. "Ъ" от 2 сентября 2010 года). Сделка была знаковой для рынка: в ней участвовали все крупнейшие агентства, победу РДК, по информации источников "Ъ", обеспечила готовность заплатить за этот портфель нерыночно высокую цену — 10% от его балансовой стоимости. "По такой цене сделка была, очевидно, невыгодной, это был имиджевый шаг, который, вероятно, сказался на возможности РДК обслуживать свои кредитные обязательства в том числе перед банками. Снижение доходности коллекторского бизнеса в целом только усугубило ситуацию",— считает гендиректор агентства "Линдорфф" Олег Коган.
Не лучше и ситуация на рынке агентского взыскания плохих долгов. "Из-за ухудшения платежеспособности населения затраты коллекторов существенно возросли, а прибыль снизилась, поскольку банки не повышают уровень вознаграждения",— указывает гендиректор коллекторского агентства "Центр ЮСБ" Александр Федоров. Если еще в 2012 году коллекторы на рубль затрат получали более 20 коп. прибыли, то сейчас уже менее 10 коп., отмечает он. Это также не способствует успешной расплате по долгам частных игроков, за которыми не стоят крупные инвесторы и иностранные фонды, указывают эксперты.
При этом падение доходности коллекторского бизнеса не единственная причина, которая подтолкнула РДК к банкротству. Свою роль в падении компании сыграла и активная расчистка банковского рынка ЦБ от неустойчивых и сомнительных игроков, в результате которой лицензий лишился целый ряд крупных банков. "В результате коллекторы, которые сотрудничали с этими банками, так и не смогли получить плату за свою работу",— указывает господин Федоров. По информации "Ъ", для РДК таким банком стал Мастер-банк (лицензия отозвана в ноябре 2013 года). По словам собеседников "Ъ" на коллекторском рынке, у агентства и банка были прочные взаимосвязи, в том числе РДК оказывала Мастер-банку услуги по взысканию долгов. В картотеке арбитражного суда числятся два иска РДК к Мастер-банку, но сумма их не раскрывается.
Как бы то ни было, ситуация РДК неуникальна, уверены эксперты. "РДК действительно первый заметный игрок, который покидает рынок через банкротство, но будут и другие,— уверен Олег Коган.— В первую очередь пример РДК могут повторить средние и небольшие компании, которые не смогут генерировать прибыль, не имеют запаса прочности, чтобы дожидаться лучших времен, и не могут продаться". В текущих условиях найти инвестора практически невозможно. Как сообщал "Ъ" 1 декабря, это пытались сделать и сама РДК, и еще ряд игроков.